Бумажный человек/Paper Man
2009, США, 110 мин.
Режиссеры и сценаристы: какие-то неизвестные личности
Сборы в США: крохотные
В главных ролях: Джефф Дэниелс, Эмма Стоун, Райан Рейнольдс, Лиза Кудроу, Киран Калкин
Рейтинги: 7.1/6.8
Писатель Ричард отправляется в глубинку, чтобы взяться за свою вторую книгу. Место выбрано не случайно, именно в этом захолустном городишке трагически погиб последний тетерев какой-то особой разновидности. Не так чтобы это несчастье так глубоко тронуло сочинителя, просто он прочно ассоциирует себя с вымершей птицей. Он одинок, хотя у него и есть жена и даже друзья как бы присутствуют и вообще все у него идет хорошо в жизни, но как говорится – богатые тоже плачут.
Симптом глубокого одиночества Ричарда – воображаемый друг, капитан Великолепный. Косящий под альбиноса Райан Рейнольдс в фирменных суперменских труселях поверх лосин смотрится достаточно эффектно, чтоб быть комичным. Тут как бы все ясно, еще в детстве Ричард отгородился самолично от мира, о чем немного сожалеет и хочет бороться с хроническим одиночеством, но толком не знает, как подступиться к этому делу. Так же как и к написанию книги. Любой автор знает, что если одна мысль никак не облекается в слова, нужно зайти с другого бока, он же настаивает на одном и том же, а отмазкой служит бесконечный подбор правильного имени. Хотя выбор очевиден изначально.
Текст не пишется и Ричарда естественно все отвлекает от дела, все ему мешает сосредоточиться, а когда он уже заносит пальцы над клавиатурой электрической пишущей машинки, то, либо кто-то забредает в гости, либо он ощущает острую потребность в том чтобы сделать нечто бесполезное.
Название фильма, становящееся по ходу картины и названием книги, обыгрывает сразу несколько мыслей. Бумажный человек, как профессия, т.е. – работающий с бумагой. Ничего-то больше наш герой и не умеет в этой жизни. Бумажный человек – как герой книги, некто, живущий внутри произведения, на бумажных страницах. В итоге именно сам писатель становится персонажем своей книги, выдавая собственные мысли и идеи за соответствующие идеи и мысли книжного Ричарда. Ну и можно подумать о писателе, как о человеке из бумаги. Это намекает на его личные качества, хотя тут тряпка точнее будет. Фигурки оригами тоже как бы намекают, хотя они так и остаются фигурками, за исключением финального лебедя, который превращается в нечто большее.
В итоге одиночество одного человека побеждается с помощью одиночества другого, очень схожего, но не такого запущенного. Эмма Стоун создала интересную героиню со странностями, ей очень идет. Чего, к слову, о комике Джеффе Дэниэлсе не скажешь.
Выходит, согласно логике фильма, иного пути и нет, без вторжения в личное пространство другого человека от одиночества не избавиться. Логично, в общем-то. Но на самом-то деле это чувство у главного героя несколько гипертрофировано, или это желание избавиться от него таково. Неясно, стоит ли на самом деле бороться и побеждать одиночество. И если да, то для чего? Фильм конечно не настолько глубок. Тут главное было спасти героев, сами они не могли, что видимо для них было ужасно. Что радует, операция спасения была не по-американски сдержанной. Моря слез, соплей и местечкового пафоса удалось избежать.
Фильм настроенческий, предполагается, что зрителю чувство одиночества будет знакомо и нелюбимо. Судя по рейтингам и кассовым сборам, в мире живут более счастливые люди, чем герои фильма и я. Тема фильма от них далека. Собственно во время просмотра угадывалось, что в США картину не оценят, но вот рейтинги немножко удивили, ожидалось нечто около восьмерки. Критика больше положительная, но тут все оттого, что писали в основном те, кому фильм оказался близок по духу.
На самом деле кино как кино, как кусочек подсмотренной жизни весьма неплох и порекомендовать его можно буквально всем. Естественно, исключая тех, кто в первую очередь ценит динамику, экшн, обнаженку и кровищу. Понравится-не понравится – вопрос другой, но ознакомиться с лентой лишним не будет. И пусть Киран Калкин и его герой будет небольшим приятным сюрпризом для тех зрителей, кто решится на просмотр после прочтения.