«Прыгай в трамвай, но не зевай
На звездных перекрестках пробилась трава»
И. Богушевская
Существует великое множество пословиц, которые позволяют сделать некоторые выводы о характере человека по его интересам, друзьям, потребляемым продуктам, просматриваемым фильмам. Поскольку мы с вами находимся на территории сайта одного хорошего журнала о кино, то позволим себе перефразировать эту пословицу следующим образом: «Скажи, какой твой любимый журнал, и я скажу тебе кто ты». А потому, если ваш собеседник ответит на вопрос о любимом детском журнале не «Мурзилка» или «Веселые картинки», а «Трамвай», знайте, эта личность, по меньшей мере, неординарная. Ведь именно «Трамвай» стал экспериментальной площадкой по запуску неформатных текстов в народные массы. Именно здесь появились «взрослые» рассказы Хармса, абсурдистские «Сапоги всмятку» Чехова, новые главы «Винни-Пуха» от Захадера и милые шарады Тима Собакина «Кошка, которая была собакой». Но, наверное, особым лиризмом обладала история «Цвет ветра» за авторством уже упомянутого Тима Собакина.
Собственно, здесь уже не нужно больше слов. Достаточно загрузить в аудио-плейер песню «Аквариума» с альбома «Радио Африка» с таким лаконичным названием «The Wind». Или просто прочитать текст такой наивный, пронизанный какой-то осенней грустью. Грустью такой легкой, что кажется, будто ты готов сорваться с места и улететь. «Когда последние птицы улетали на юг, Волчонок, стоя на балконе, провожал их грустным взглядом. Впрочем, балкона у него не было. Зато были огромные серые глаза, в которых отражались небо, облака и птицы». Какие еще нужны здесь комментарии? А можно просто посмотреть пятиминутный мультфильм, сделанный на коленке группой энтузиастов. Их имена: Мария Дружинина, Александра Седова, Алексей Медведев. Да-да, нашлись люди, которые смогли перенести этот милый текст на целлулоид. Безусловно, они наградили его своими цветами и интонациями, но это только добавляет очарования этому произведению. И да, не ищите «Цвет ветра» на Кинопоиске. Работа эта сугубо любительская, а потому поисковая машина киношного сайта ответит вам немым молчанием или же подберет что-то не имеющее отношение к. Однако, справедливости ради, стоит заметить, что работа завоевала несколько фестивальных призов.
История, которая проносится перед нашими глазами за каких-то шесть минут достаточно банальна. Да и не история это вовсе. Скорее незамысловатый эпизод на исходе лета – начале осени. Матерый Волк и Волчонок, две странные одинокие фигуры на берегу пруда встретились затем, чтобы поделиться новостями. Поделиться быть может последний раз. И будь это во власти Волчонка, он, не задумываясь, отдал бы свой любимый чайник (из которого нельзя пить чай) только за то, чтобы вновь пережить этот разговор на берегу. Всего лишь еще один эпизод из вереницы подобных. Эпизод о том, как уходят друзья, и о том, как незаметно в твои двери стучатся первые признаки возраста. И пусть это всего лишь очередная ступенька взросления, одна из сотни предстоящих, какой-то необратимый механизм уже запущен. Ведь ты знаешь, что так будет лучше всем, и ничего плохого в твоей жизни не произошло, и все равно становится как-то грустно. Если бы грусть имела цвет, это был бы цвет ветра.
Конечно, можно до хрипоты спорить о том, как же это все действо должно было выглядеть. Кто-то будет доказывать, что напечатанные в журнале иллюстрации как ничто другое подходили этому тексту. Кто-то будет приводить в пример картинки из любимых с детства мультфильмов. А кто-то просто согласится, что и Матерый Волк, и Волчонок это всего лишь тряпичные куклы на столе какого-нибудь мечтателя. Того самого, что, глядя на серый дождь за окном, способен выдать сокровенную фразу: «Your eyes are colored like wind». Да и к тому же, разве «легко доступные овечки» не могут ассоциироваться с колбасой? И резиновая «глупая утка», на мой взгляд, не самая плохая метафора. Ведь за всем этим игрушечным, немного детским миром, прячутся настоящие чувства. Те чувства, о которых не грех написать с заглавной буквы. И, поверьте, это не пустой пафос. Это какая-то осознанная необходимость души.
Такие вещи попадаются достаточно редко. Их сложно передать словами. Как и любое чувство, они врываются в вашу жизнь, оставляя какой-то теплый отголосок, где-то там, в области сердца. Еще одно напоминание о том, что, несмотря на все эти серые будни за окном, бесконечную работу, ежеминутную спешку, в каждом из нас остается та частичка прекрасного, что была посеяна в юном возрасте. Именно эта частичка пробуждает в нас жажду творчества, именно она позволяет воспринимать всю палитру красок окружающего нас мира. В свое время Андрей Викторович Иванов, скрывавшийся под псевдонимом Тим Собакин, подарил нам странную сказку. Слишком наивную для того, чтобы взрослые оставили ее себе. Слишком лирическую, чтобы дети до конца ее прочувствовали. Вот и присвоили ее себе неисправимые романтики да люди, что видят в облаках забавные образы и ощущают (именно ощущают, разглядеть это невозможно) в первых шагах осени какое-то волшебство. Именно эти люди и сняли для нас забавную экранизацию душевного рассказа. Наверное, нужно сказать им за это «Спасибо»!