Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Цвет нации, 2013
Автор: Игорь ТалалаевДата: 26.06.2014 02:28
Разместил: Данил Вейдер
Комментарии: (0)

ЦВЕТ НАЦИИ
2013, Россия, 76 мин.
Жанр: документальный, биография, история
Режиссер: Сергей Нурмамед
В ролях: Леонид Парфенов



Тех, кто услышав словосочетание "Российская Империя", может вспомнить лишь мутные штампы, вроде "кровавого царизма", при просмотре этого фильма постигнет легкое недоумение, переходящее в жесткое разочарование. Да, здесь не прозвучат слова о том, что у самодержца Николая II по факту было даже меньше полномочий, чем у нынешнего президента, но обычная мирная хроника беспристрастно рассказывает куда больше, чем любой учитель истории. Впрочем, слово "обычная" здесь вряд ли уместно - слишком уж отличаются эти кадры от привычных исторических фотографий.

Современная российская документалистика на 90% состоит из туманных теорий о летающих тарелках и кроваво-красочных расследований действий неизвестных маньяков. Пожалуй, не стоит и говорить, что подобное зрелище лишь нагоняет тоску, ибо интереса не вызывает уже тематика. Новая лента царя отечественной журналистики Леонида Парфенова (режиссер не он, но кого это волнует?) "Цвет нации" отличается от своих ближайших соседей по сетке вещания "Первого канала" настолько же, насколько депутат Российской империи Павел Николаевич Милюков от депутата Российской Федерации Николая Сергеевича Валуева. В своем фильме Парфенов путешествует по работам пионера мировой цветной фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского, которые казались утраченными, но в 2001 году "всплыли" в Библиотеке Конгресса США, проданные ранее, как это у нас часто бывает, дешевле чем по 1 доллару за фото. На фотографиях - дореволюционная Россия, как живая, в ярких красках и феноменальном разрешении (наше True HD отдыхает), которое остальному миру в то время и не снилось. Журналист перемещается по запечатленным локациям и сравнивает пейзажи - те и сегодняшние, - выбирая точно такие же ракурсы, что и знаменитый член Императорского Русского географического общества.

"Цвет нации" приурочен якобы к 150-летию фотографа, но в большей степени акцент делается на 100-летии Октябрьской революции, сделавшей эти снимки не просто ценными, но уникальным свидетельством принципиально иной эпохи. Парфенов не включает Радзинского, не срывается на визг, он спокойно присутствует в кадре, ступая по обычным казалось бы пейзажам, напоминая о том, что окружающее нас видело и древнюю Россию.

Вот в кадре сытый эмир Бухары в халате столь ярком, что невольно усомнишься - а все ли в порядке у Прокудина-Горского с контрастом и насыщенностью цветов? Но нет, лицо абсолютно естественное, значит и правда халат такой пестрый. А вот три деревенские девчонки в сарафанах - красных и бордовых. Что-то не похожи на заморенных голодом нищих крестьянок, замученных царем. Но потихоньку вектор истории меняется с людей, которых уже нет на свете, на предметы, казалось бы неодушевленные - города, селения, отдельные здания - ведь их век куда длиннее, можно сравнивать с тем, что сохранилось сегодня. И светлая грусть, пронизывающая фильм, становится темной.

Города зарастают ("прошлое - это когда деревья были ниже" - утверждает Парфенов), постройки ветшают и обваливаются. Особняком здесь стоят православные церкви. Автор этих строк, будучи убежденным атеистом, тем не менее, не может не признать огромной культурной ценности соборов для России. И именно им повезло меньше всего, именно их коммунисты уничтожали целенаправленно, борясь с религией (но борясь как-то выборочно - на национальных окраинах религиозные постройки не тронули и пальцем).

Тут стоит отдельно остановиться на визуальном ряде. Т.к. за львиную долю изображения отвечают работы Прокудина-Горского, беспокоиться не о чем. А Парфенов, осторожно ступающий по историческим пейзажам, внедрен в фотографии столь же бережно, как и немногочисленные, но приятные спецэффекты. Церки на наших глазах становятся безликими "домами культуры" - их купола рассеиваются по ветру. Порой сквозь разваленный остов просвечивает былая белизна стен. Все это происходит как будто прямо на наших глазах - благодаря цвету фотографии вовсе не выглядят ретро-документом.

Даже без комментариев быстро становится понятно, что утрата нескольких фотографий Прокудина-Горского - не беда по сравнению с той Россией, которую мы потеряли. Автор делает грустный, но закономерный вывод, что мы - не те прекрасные русские, а другие - советские, точно так же как современные греки не похожи на своих прославленных древних пращуров, осветивших мир своей культурой. Фильм заканчивается на минорной ноте, но посмотреть его стоит - это все равно, что подышать воздухом Российской Империи, вдохнуть полной грудью. После этого дышать современной затхлостью не хочется вовсе. Но не все потеряно - если есть желание, если есть потребность вернуть те славные времена, нет ничего невозможного. Хотеть, как говорится, не вредно. Вредно - не хотеть. Вот только нужно, наверное, как минимум переключиться с публикаций своих обедов в Инстаграмме и бесконечных селфи в туалете на то, что нас окружает, ведь Россия - вот она, рядом, нужно просто увидеть.

Игорь Талалаев
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 201 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio