МЕЧТА ПОКОЛЕНИЯ
ХРОНИКА (CHRONICLE)
Жанр: фантастика
2012, Великобритания-США, 83 мин.
Режиссер: Джошуа Транк
В ролях: Дэйн ДеХаан, Алекс Расселл, Майкл Б. Джордан, Майкл Келли, Эшли Хиншоу, Бо Петерсен, Анна Вуд
ОЦЕНКА: 3,5
И снова мы наблюдаем субъективный мир сквозь объектив ручной камеры. И снова перед нами группа молодых людей, чудом наделенных сверхъестественными способностями. И снова в центре внимания забитый школьник с комплексом неполноценности и кучей серьезных семейных проблем. Но почему-то во вторичности «Хронику» хочется обвинять в самую последнюю очередь. Эта история, несмотря на некоторую неуклюжесть и явное отсутствие изящества в повествовании, захватывает своим неординарным взглядом на привычные вещи.
Что делают здешние герои, осознав свое превосходство? Отнюдь не пытаются бороться с преступностью и восстанавливать мировую справедливость — они начинают проверять привычный мир на прочность. Внезапная свобода пьянит и усыпляет рациональность. Разум отходит на второй план, оставляя в голове только одну мысль — «Я сильнее всех». Такую реальную и осязаемую мысль, а не призрак, в которого могут верить только родители. Никто не говорит о доброте, все так называемые «правила» — всего лишь предосторожность, да и они отходят на второй план вместе с осознанием реальной силы.
Мечта многих представителей нынешней молодежи — самореализация, желание выделиться из толпы — находит на экране буквальное, гипертрофированное выражение. Эйфория захватывает и зрителей, которые сопереживают главным героям. Как прекрасен мир, когда полностью стираются границы: можно просто взять и улететь куда угодно, просто потому что ты способен на это. Это как читерский код, перенесенный из мира компьютерных игр в серую реальность. Это ли не абсолютная свобода или всему есть предел? Ведь если он есть, столкновение с ним на такой большой скорости может привести к катастрофе.
Человеческая уязвимость и внутреннее несовершенство, накладываясь на подобное могущество, поражают монстров. Наблюдать за ними не очень приятно, но выглядят они не в пример убедительней привычных борцов за добро. Потому что в них узнаешь себя, потому что они реальны. Где-то на периферии маячит почти экзистенциальный вопрос о балансе человеческой личности, соединении внутреннего и внешнего, материального и духовного, понятий, уравновешивающих друг друга, удерживающих человека в гармонии. В фильме это равновесие нарушает своеобразная «Deus Ex Machina», появляющаяся из ниоткуда и там же исчезнувшая, как бы отойдя за кулисы, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания. Потому что речь идет не о ней, и свое дело в этой истории она уже выполнила. Все, что остается делать зрителю — наблюдать за тем, как весы человеческого существования медленно кренятся в одну сторону, приближая неотвратимую катастрофу.
Своеобразное послание поколению социальных сетей и «Youtube», «Хроника», несмотря на множество досадных промахов, вроде рыхлой композиции и страха показаться слишком умным фильмом, должна понравиться целевой аудитории, а для некоторых может даже стать поводом некоторых размышлений на заданную тему, поскольку фильм далеко не так прост, как может показаться на первый взгляд.
Никита Лазаренко