Для юбилейной, пятидесятой записи решил выбрать любимый фильм. Тяжело вспомнить, когда я с ним познакомился, давно это было. Сейчас картина входит в тройку лидеров по количеству просмотров. Дабы сильно не приврать, скажу, что более десяти раз доводилось мне лицезреть сей шедевр (что странно и даже где-то обидно – предпоследний раз около четырех лет назад) и каждый раз я только больше убеждаюсь, что вот он – фильм моей мечты!
Достучаться до небес/Knockin' on Heaven's Door
1997, Германия, Бельгия, 87 мин.
Режиссер: Томас Ян
Сценарий: Томас Ян, Тиль Швайгер
В главных ролях: Тиль Швайгер, Ян Йозеф Лиферс, Тьерри Ван Вервеке, Мориц Бляйбтрой, Хуб Стапель, Рутгер Хауэр
8.7 (110 325); 7.8 (9 667)
Кстати, впервые смотрел кино в оригинале, с русскими субтитрами и с небольшим неудовольствием признаю, что дубляж не так уж и плох в данном случае. Конечно, все равно раз в сто хуже, но не в те миллионы как это бывает обычно. Позабавил и даже заинтересовал факт того, что в сценах с Кертисом (Рутгер Хауэр) актеры говорят по-английски. Мог бы этого никогда и не узнать!
Не верю, что нет людей незнакомых с сабжем, но для порядка – два слова о сюжете. Мартин Брест (Тиль Швайгер) и Руди Вурлицер (Ян Йозеф Лиферс) смертельно больные, которым приспичило в последние дни жизни отправиться на побережье. Потому как на небесах только и разговоров что о море. Вопреки стереотипам о немцах, наши герои не только попадают в забавные и сложные положения, но и заваривают кашу, в которой рядом с ними булькают доблестные полицаи, местные мафиозо и, конечно же – текила с солью и лимончиками.
Большинство зрителей, не оставшихся в восторге от фильма, указывают на две вещи, которые можно было признать минусами, но это не так. Сначала коснемся тонкостей технического исполнения. Говорят сюжет глупый, перестрелки ненатуральные, персонажи неправдоподобные и финал – сказка. На самом деле – это средства, инструменты. Все исполнено нарочно в таком виде и с одной конкретной целью. «Достучаться до небес» - кино и таковым должно оставаться, это не инструкция к применению. Если хотите угнать «Мерседес» SL230 у мафии и ограбить банк не стоит рассчитывать, что гангстеры будут промахиваться с двух шагов, а полиция будет медлительной и некомпетентной. Финал истории, скорее всего, совпадет, но будет исполнен в более ярких тонах.
Именно такое легко-наплевательское отношение к реальному миру, сопровождаемое великолепным саундтреком и наделяет фильм собственной атмосферой свободы.
Во-вторых, некоторые зрители ошибочно предполагают, что фильм учит эгоистичному отношению к окружающим и ерунде вроде «жить одним днем». Кому-то может показаться, что такова философия фильма. Смертельнобольные герои символизируют всех нас и их поступки сподвигают зрителей на действия направленные для достижения собственных желаний. Но как уже становится ясно из предыдущих абзацев, ничего подобного в виду не имелось. «Достучаться до небес» - жизнеутверждающая и жизнерадостная (несмотря на кажущееся противоречие финала) история. И если фильм и должен чему-то научить, то разве что тому судьба каждого человека зависит от него самого и что глупо бояться резких перемен.
С недавних пор занимает вопрос о значении надписи на зеркале заднего обзора «Пагоды» - «Отраженные объекты ближе, чем кажутся». Вернее значение очевидно, но почему в какой-то момент на этих словах сакцентировали внимание? Наверняка сказать сложно, может быть, что ни на что режиссер фильма Томас Ян и не намекал. Но идеи есть. Герои бегут к своей мечте и одновременно от смерти и прошлой жизни. Именно их образно и можно было увидеть в зеркальце. И очевидно, что сбежать от них не удастся никому.
Лишний раз напомнить о том, что все мы смертны, бывает полезным для жизни. Осознание факта помогает смотреть на вещи шире. Может эта идея сподвигла режиссера поставить фильм. А может, зародившейся в его голове сюжет просто не давал покоя и требовал реализации. Может даже, что туристические агентства и руководители курортов заплатили Томасу Яну за продвижение идеи – «все срочно на море!». Это уже не так важно, ведь фильм давно снят. Важнее то, как его видят зрители. И чтобы некоторые из них не говорили, кино прекрасно. От актерской игры до операторской работы, от поэтических монологов об океане до взрыва последней петарды, изображающей попадание пули в кирпичную стену. Все идеально сбалансировано. И рассказывать об этом можно вечно, но лучше все увидеть и услышать самому.
Рекомендация относительно фильма может быть одна – смотреть, пересматривать, получать удовольствие и заряд позитива.
P.S. Раз уж речь зашла о №1 моего личного топа, стоит открыть, какие же фильмы занимают первые места в этом списке.
1. См. выше
2. Фонтан
3. Криминальное чтиво
4. Леон
5. Навсикая из долины ветров
6. Американская история Х
7. Могила светлячков
8. Девочка, покорившая время
9. Кусочки Трейси
10. Доктор Стрейнджлав
Ну а на следующий юбилей я выберу для освещения фильм из второй десятки. Какой именно пока вопрос, равно как и то когда это будет. 64 запись, 75, 77, 80 или 100. А вернее всего случится это 29 мая на годовщину рождения блога.