ГОЛОДНЫЕ ИГРЫ (THE HUNGER GAMES)
Жанр: остросюжетная экранизация
2012, США, 142 мин.
Режиссеры: Гэри Росс
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Джош Хатчерсон, Лиам Хемсворт, Элизабет Бэнкс, Вуди Харрельсон, Стэнли Туччи, Ленни Кравиц, Уэс Бентли
Книга Сьюзан Коллинз «Голодные игры», в одночасье ставшая бестселлером, была обречена на экранизацию. Интересный сюжет, знаковая героиня, любовный треугольник, социальные вопросы, приключения — всего этого полно в первой книге трилогии. И это великолепный материал для экранизации. И вот, Голодные игры начинаются.
В первую очередь «Голодные игры» рассчитаны на подростковую аудиторию. И это чувствуется. Но это отнюдь не лишает книгу важной проблематики и идеи. Острые вопросы, что она поднимает, актуальны и в наши дни. В книге присутствует легкий флер наивности и ребячества, едва заметно он скользит через всю канву повествования. В фильме каким-то удивительным образом от этого смогли избавиться. Кино вышло действительно серьезным, зрелищным, увлекательным и максимально зрелым, насколько это возможно в подростковой ленте. Гэри Россу удалось грамотно расставить акценты и перенести на экран основную сюжетную фабулу. Фильм практически точно следует тексту книги, что, безусловно, идет ему в плюс. Режиссура грамотная - картина смотрится целостной и законченной, единым художественным полотном.
Но, прежде всего, «Голодные игры» хороши своим сюжетом и центральной героиней. Государство, что навязывает свои идеалы и ценности, пресекая любое неповиновение, держа народ в страхе. Сами Голодные игры — это ежегодное напоминание о том, что непослушание наказуемо. Деспотия и тирания принимают здесь демократические формы, но от этого не меняют своей сути, по-прежнему оставаясь деспотией и тиранией. В самом начале ленты герои рассуждают о своей жизни и о том, что государство нисколько не заботиться о своих гражданах, создает лишь иллюзию, направленную на извлечение выгоды и развлечений.
В подобных условиях назревающего кризиса, народных волнений, всеобщего недовольства жизнью людям всегда является символ. Сначала этим символом стала небольшая брошь в виде сойки-пересмешницы, что берегла все время на арене Китнисс Эвердин. Затем сама Китнисс стала символом свободы, когда поставила Капитолию свои условия. Изящно и умно, но поставила. Тогда люди поняли, что есть возможность не жить в постоянном страхе и голоде, есть возможность не отдавать ежегодно своих детей на потеху пресытившейся публике Капитолия. Огненная Китнисс зажгла надежду в сердцах. Такова суть «Голодных игр». Это не игра на выживание, это манифест свободы.
Серьезная тема в подростковой оболочке звучит забавно. Но Гэри Россу удалось сделать ее максимально серьезной. И даже «детский» рейтинг этому не помешал. Безусловно, «Голодным играм» больше бы подошел рейтинг R. Но, несмотря на отсутствие крови, кишок и прочих прелестей кровавого рейтинга, зрителю дают прочувствовать самое важное — страх участников игры, борьбу за жизнь - настоящую борьбу, где каждый вздох может стать последним. Психологическое давление чувствуется сразу же, с самых первых кадров. В том, как порывисто Китнисс обнимает свою младшую сестру Прим, и как гаснут ее глаза, когда поезд подъезжает к столице Панема, а потом зажигаются вновь, потому что дух ее мятежен. И она готова бороться. Давление ощущается с первых шагов главной героини по зеленой траве арены. По её отчаянной борьбе, и сдавленным рыданиям над телом подруги. И никакой PG-13 не помешает выразить весь ужас Голодных игр.
Далеко не последнюю роль в зрелом и целостном восприятии фильма сыграли актеры. Дженнифер Лоуренс станет звездой. За счет своего бесспорного таланта, харизмы и внутренней силы, что кипела и бурлила в ней всю ленту. Она по-настоящему живая и на нее так интересно смотреть. Джош Хатчерсон и Лиам Хемсворт теряются на фоне своей коллеги, хотя первый обладает морем обаяния. Хемсворту уделяется слишком мало экранного времени. Очень ярки Элизабет Бэнкс, чья эксцентричная Эффи запоминается надолго, и Вуди Харрельсон, чья карьера переживает второй подъем.
«Голодные игры» — это отличная экранизация неплохой книги. Грамотно, добротно выстроенное повествование, сильная идея в основе и интересный центральный персонаж, что знаменует собой борьбу с несправедливостью, которой так полно в мире Панема. Визуальная работа отточена и отшлифована, съемки на натуре завораживают, а игре Дженнифер Лоуренс веришь до самого последнего кадра. Эта девушка — самая большая находка ленты «Голодные игры». Серьезное несерьезное кино. Абсурдное сочетание, но таков фильм, за подростковой оболочкой которого, прячется его зрелая суть.
Анастасия Кошкина