С ГОЛЛИВУДОМ НУЖНО ВОЕВАТЬ.
БЕСЕДА С СЕРГЕЕМ ЖИГУНОВЫМ.
Мы встретились с Сергеем Викторовичем Жигуновым в рамках смены «Артпарад» на Селигере-2011. Молодежь, интересующаяся кинематографом (это не та, которая агитирует за тандем), набилась в палатку, где заслуженный артист России отвечал на вопросы, делился жизненным опытом и размышлял о бедах отечественного кино – о бездарности сценаристов, о Гарике Харламове и о Никите Михалкове.
Предлагаем вашему вниманию выдержки из его рассказа, оформленные в стиле эсквайровских «Правил жизни».
Не бывает кино для всех и кино не для всех, жанрового, авторского. Есть хорошее и плохое. В первую очередь – сценарий, сценарий и еще раз сценарий. Надо находить известные и неизвестные факты, пытаться открывать области, к которым не так приковано внимание, по-другому смотреть на жизнь, вызвать у зрителя интерес. Сценарий вытащит историю.
Хороших сценариев на рынке сейчас практически нет. Лет пять как все проданы.
499-143-0755 – Марина Камышова, редактор студии. Звоните, если у вас есть сценарий. Четырехсерийный фильм можем купить хоть сейчас.
История всегда должна быть о людях. Ничего интереснее отношения двух людей нет. Фантастика, горные лыжи - это всегда история людей. Это вызывает наибольший интерес, а продается то, что вызывает интерес. Важен яркий герой с интересным характером.
«Глухарь» – сериал не для прайм-тайма, с очень низким бюджетом. Появился яркий герой и вытащил на себе весь показ НТВ за последние два года. «Первый канал» горит полтора года уже, а выигрывает у всех НТВ – в плане сериалов.
Смотрю спутниковое ТВ, где нет рекламы. Уже много лет нажимаю на «MUTE» во время нее. Практически не смотрю ТНТ, потому что очень много рекламы – теряешь смысл, если смотришь кино. Не скажу, что сижу на каком-то канале. Смотрю «Вести-24». Иногда с удивлением попадаю на «2х2», но не смотрю. «Культура» – замечательный канал и радио. Слава богу, что есть «Культура».
Все благодарности из титров вычеркиваются – считаются рекламой.
Кино смотрю много, в день 5-6 фильмов. Давно не видел короткометражных фильмов. Хотел выбрать лучшие и сделать альманах. Прислали 40-50 сценариев, сам все посмотрел. Было 2 хороших. Остальное нельзя было снимать и показывать. Это было вне конкуренции. ТВ не показывает короткий метр, говорят, что аудитория не готова. Наша средняя аудитория – 55+ лет, женщины. У СТС – диапазон от 18 до 54 лет, и они страшно гордятся тем, что выигрывают.
Глаз у меня не скосоглазился (речь идет о несчастном случае на съемках «Гардемаринов», после которого возникли опасения о завершении актерской карьеры, – прим. ред.), а продюсером так и работаю. Режиссировать не пробовал ни разу, хотя сейчас мысли есть. Не могу этого позволить. Сейчас разрабатываю 9 картин, не могу их бросить и заняться режиссурой. Это надо выпасть на несколько месяцев.
Вчера написал заявление об уходе из жюри. Это невыносимо, что из 250 картин надо выбрать 7, чтобы на них выделили деньги. Всегда были скандалы насчет молодых – сумму давали небольшую, на кино не хватает. 75% бюджета ушло Михалкову.
Все, что идет от Михалкова, ничем хорошим не кончится, к сожалению. Французы собирают с проданных билетов долю денег и дают своим кинематографистам. Пытаемся давно пробить это, но вышел Фонд Восьми.
Я хорошо отношусь к патриотическому кино. Я не видел «Брестскую крепость», но знаю – фильм хорош.
Тарковский – самый кассовый режиссер.
Отличие российского кино от советского в том, что была колоссальная система, было огромное количество спецов, которых мы потеряли. ВГИК работал потрясающе, давали снимать. Через 7 лет давали выпускнику картину – до этого работали ассистентами у режиссеров и вторыми режиссерами. То же и с операторами. Работали подготовленные люди. Но главное отличие – отсутствие идеологии. Если бы «Королеву Марго» снимали в Союзе, то выяснили бы, кто прав – гугеноты или католики. За кого-то же надо болеть.
Церковь не смогла возместить нравственные пустоты.
Американский кинематограф сожрал все. Большой и простой. Система американского кино – система советского кино 30 лет назад.
«Темный рыцарь» – замечательный. «Обитаемый остров» – плохой совсем. «Король говорит!» не видел. Поздно смотрю известные картины. Михалкова смотрю через несколько лет. Не думаю, что я многое теряю.
К продактплейсменту отношусь плохо, никогда не использовал.
Успешных картин в год бывает одна-две. А бывает и ни одной.
С ТВ-продюсерами очень весело. У них есть свое представление об аудитории, с ними очень смешно работать. Аудитория потом с удивлением включает телевизор и спрашивает: что же мне показывают все время? Телевидение бьется не за количество людей, им важна доля – сколько человек смотрело из включивших ящик.
Со старыми режиссерами надо заканчивать. Они абсолютно непригодны для работы в новых условиях.
Меня разочаровывает ситуация в отечественном прокате. Тенденция молодежных комедий. «Любовь-морковь 14».
Наши авторы не умеют писать ситком. «Любовь-морковь 1-2» – по содержанию одна серия «Моей прекрасной няни». На ТВ одна говнокака, говнофильмы.
Гарик Харламов не остановится, пока не умрет естественной смертью.
Это экспансия, это война, катастрофа. С этим надо воевать. Закрывать нельзя, это деньги. Воевать надо творчески.
Делаю очень хороший сценарий. Про подлодку. Будет играть Аверин. Потом вспомните.
Их слишком много против нас – тех, которые знают, что мы должны снимать.
Формулы успешного кино нет. Оно должно быть талантливым. Могу назвать формулу бездарного кино – просто включите телевизор.
Когда придет успех, вы почувствуете, вы заметите.