Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Отцы и дети: Впусти меня / Впусти меня. Сага (2008/2010)
Автор: Ренат ГариповДата: 19.06.2012 16:28
Разместил: Юлия Талалаева
Комментарии: (2)
Непонятное для большинства еще в девяностые годы слово «ремейк» в нулевых прочно вошло в лексикон каждого кинолюбителя, а объяснить на пальцах, что это такое, смогут даже некоторые продвинутые домохозяйки. Между тем, с ремейками связаны 2 любопытных факта. Во-первых, садясь за просмотр ремейка, большинство не знакомо с оригиналом. А во-вторых, бытует догматичное мнение, что оригинал всегда лучше. Хотя бы потому, что он оригинал. В рубрике «Отцы и дети» мы будем просвещать читателей и ломать догму. Или поддерживать ее.

ОТЦЫ И ДЕТИ:
"ВПУСТИ МЕНЯ" (2008/2010)


ВПУСТИ МЕНЯ (LAT DEN RATTE KOMMA IN)
2008, Швеция, 115 мин.
Режиссер: Томас Альфредсон
В ролях: Каре Хедебрант, Лиина Леандерссон, Пер Рагнар, Хенрик Даль, Карин Бергкуист

Шведский городок близ Стокгольма сотрясает череда жестоких и кровавых убийств. Жертвы умерщвлены и обескровлены, свидетелей крайне мало, версий и вовсе никаких. Чувствуется связь с другими схожими случаями, произошедшими в различных уголках Швеции. Полиция и большая часть населения страны очень удивилась бы, узнав, что в деле замешан вампир – в них не принято верить в цивилизованных государствах.

Роман шведского писателя Джона Айвинде Линдквиста, название которого точнее перевести на русский как «Впусти меня правильно», вышел в 2004 году, и практически тут же многие продюсеры записались в очередь, дабы получить права на экранизацию. И неспроста – книга поражала читателей свежестью мышления, живописными описаниями кровавых и жестоких расправ и необычными ситуациями. В конечном итоге, роман попал в руки Джона Нордлинга, и работа по съемкам одноименного фильма была начата.

Оригинальное название произведения отсылает к поверью о том, что вампир не может войти в дом, пока хозяин сам не разрешит. Причем это должно быть форменное приглашение, а не простой жест. Ну а что именно может произойти, если кровопийца все же проникнет без дозволения, Линдквист и режиссер фильма Альфредсон живописно и захватывающее изобразили в своих работах.

Вампир предстает в образе двенадцатилетней девочки Эли. Причем кровосос практически в классическом воплощении. Что в наши времена удивительно и не модно. Солнца боится, как огня, на ощупь холодна, как лед, днем спит в темном помещении, войти в чужой дом без спроса не может, кошки на ее присутствие реагируют бурно и враждебно, свежая кровь – жизненная необходимость, человеческая же пища организмом отторгается. От традиционных представлений отличий немного, но они все же есть. Укушенный, если не добить сразу, превращается в вампира на следующее утро, а не после смерти человеческой оболочки. Воды Эли не боится и не имеет той особой вампирской бледности, вызванной отсутствием кровотока в организме.

Девушку в ее путешествии по стране сопровождает немолодой уже мужчина Хокан. О том, что именно связывает этих двоих, догадаться не сложно. Хокан не вампир, на роль отца не годится, но делает для Эли все необходимое, в том числе добывает кровь, убивая молодых людей в округе и стабильно попадая инкогнито на первые полосы местных газет. Но на самом деле, история двух этих героев куда как глубже, страннее, страшнее, что уже отличает и книгу, и фильм от великого множества историй вампиров.

Хокан привязан к Эли сложнейшим и сильным своеобразным чувством, но для нее он в первую очередь свой агент во враждебном обществе. Без взрослого сопровождающего человека жизнь ее будет полна риска и опасности. За годы, прожитые вместе, они научились принимать друг друга, как супружеская пара, нелюбящая, но понимающая все выгоды совместного брака.

Второй главный герой картины – Оскар. Обычный двенадцатилетний аутсайдер. Мечтающий о возмездии, справедливости и жестокой казни своих мучителей. Впрочем, в фильме на последнем пункте подробно не останавливались. Дружба, завязывающаяся между Оскаром и Эли, не выглядит чем-то сверхординарным, и в воображении зрителей уже рисуются картины того, как хрупкая с виду девушка поможет не менее субтильному мальчишке отомстить обидчикам. И, отчасти, так оно и будет. Но этот клишированный прием необходим, чтобы крепче связать героев и не оставить им иных путей. Гораздо интереснее следить за развитием их взаимоотношений, которые могли бы также показаться малоинтересными, если не заданные условия и обстоятельства.

Легко одетая девушка на заснеженной детской площадке поздно вечером. В городе Лулео, где происходили съемки, было действительно очень холодно, потому часть сцен на самом деле снимали в студийных павильонах. Ей скучно, но не так как людям, ее поглощает многолетнее одиночество и жажда крови. Для Оскара темное время суток в родном дворе – единственное место, где можно побыть наедине с самим собой. Они встретились, и их одиночество стало общим. В этом ощущении их сходство, хотя для каждого оно разное. Для мальчишки – это сложный период взросления, который проходят, так или иначе, все. Изоляция от безразличного мира – дело рук его самого. Школа для него – пытка, дом – ненадежное убежище, а его хобби – собирать вырезки из газет, статьи, посвященные необъяснимым убийствам.

Интерес друг к другу не мог не возникнуть в сложившихся условиях. Оскару необходим друг. Кто-то, кто будет его понимать. Кто-то, для кого он не будет неудачником, пусть даже этот кто-то будет не человеком. А Эли сначала лишь из поисков разнообразия позволит мальчишке приблизиться. Ну а потом она и сама привяжется к нему и просто не захочет возвращаться к прежней жизни. Для нее он иной, новый тип человека. Не пища, не инструмент в ее руках, не расчетливый партнер. Друг? А может даже больше. Родство их одиноких душ – главный фактор зарождающегося чувства. Оскар согласен добровольно заменить Хокана на его поприще, а Эли принимает такую жертву. Было ли так же в свое время с Хоканом? Хочется верить, что нет. Что эта история будет иметь совсем другое развитие и завершение.

Основной упор режиссером ленты Томасом Альфредсоном сделан именно на чувстве, объединившем двоих очень отличающихся друг от друга существ. В первую очередь, «Впусти меня» – это история очень странной, захватывающей дух, любви. Более подходящего понятия для описания всего спектра чувств и эмоций, связавших Оскара и Эли, нет, хотя и от своего классического определения такая любовь отличается, как рай от ада. Даже, несмотря на шекспировские строчки.

Вампирская тема в кино очень популярна, и количество точек зрения на само явление и его представителей сильно разнится. От бессмертных и навечно проклятых до зараженных опасной болезнью, вызванной определенным вирусом, поддающаяся лечению. На смену вампирам-злодеям приходили вампиры-герои, аристократичных вампиров Брэма Стокера сменяли целые организации, напоминающие мафиозные синдикаты и орды безмозглых упырей. Позже появились и новые виды, полностью разрушающие идейную концепцию этих древнейших существ. Вампиры боролись с людьми, пытались ужиться с ними в одном мире, бились с оборотнями, эволюционировали, и почти всегда эта тема сама по себе была основной для фильма. Во «Впусти меня» зрителей ставят перед фактом: Эли – вампир. Как, когда, почему – неизвестно и неважно. Дополнительные детали раскрываются сами собой по ходу действия для самых внимательных зрителей. И в итоге, фильм не оставит их равнодушными. Как минимум оригинальность и свежесть истории должна вызывать восхищение.

Немногословность режиссера, не желающего раскрывать все карты, также достойна уважения. Альфредсон рисует многослойные картины, оставляя на заднем плане ключевые детали паззла, давая подсказки по ходу повествования. Именно это позволяет не полностью вычеркнуть побочные сюжетные линии книжного романа, а лишь скрыть их, не растрачивая драгоценное время на полновесное раскрытие.

Так, кому-то может остаться неясной история Оскара, почему и зачем он вырос именно таким, не дойдет смысл дважды повторенных Эли слов, о том, что она не девочка. Останутся сокрытыми детали сожития Эли и Хокана. Но это не вина режиссера и не огрехи сценария. Составить полную картинку происходящего придется каждому зрителю самому, и она стоит того, чтобы потратить на это немного своего времени.

Юные актеры Каре Хедебрант и Лина Леандерссон великолепно исполнили свои роли, в их героев веришь сразу, хотя от стандартных образов они далеки, равно как и мотивы их поступков. Этот блестящий штрих – заключительный в воссозданной особой атмосфере «Впусти меня». Атмосфере холодной пустыни равнодушия, медленно забирающей жизненные силы.

Если прибавить к вышесказанному наличие весьма жестких и кровавых сцен (хотя нужно отметить, что без чрезмерности и особого фанатизма), то становится ясно, что Альфредсон снимал фильм не для того, чтобы заработать. Легко можно было бы расширить потенциальную аудиторию, убрав самые жестокие сцены, но концепцию и эмоциональную мощь это бы значительно снизило.

Успех картины, как среди зрителей, так и критиков не мог не привлечь интереса к проекту голливудских продюсеров. Права на ремейк были куплены в год выхода фильма на широкие экраны и официально заявлено, что через два года американский «Впусти меня» увидит свет.



ВПУСТИ МЕНЯ. САГА (LET ME IN)
2010, США-Великобритания, 115 мин.
Режиссер: Мэтт Ривз
В ролях: Коди Смит-МакФи, Хлоя Морец, Ричард Дженкинс, Кара Буоно, Элиас Котеас

Мэтт Ривз (режиссер «Монстро») детально подошел к дословному переносу оригинального шведского полотна. Как художник-любитель, делающий на заказ копию шедевра художественного искусства. Ровным счетом никаких новых ходов, свежих идей, лишь упрощение, отбрасывание ненужных (сложных?) нюансов и небольшая подмена в цветах, свете и красках. С таким подходом шедевра не снять, но таковы уж они, правила съемок голливудского ремейка!

Впрочем, первая причина для недовольства непосредственно фильма не касается. А записывается на счет российских локализаторов. Приписка к названию «Сага» совершенно не имеет под собой никаких оснований. Картина является цельным отдельным произведением, основанным на романе и оригинальной ленте, и никаких продолжений не предусматривается. Корни этого явления уходят в так называемую сагу о якобы вампирах «Сумерки», и добавление этого слова к названию должно дать понять российским зрителям, что фильм модный и о вампирах.

Действие разворачивается в заснеженном Лос-Аламосе, штат Нью-Мексико. Вместо Оскара – Оуэн, Эли сменила Эбби, а Хокана заменил неизвестный под кодовым именем Отец. Видоизменилась и манера подачи. Вместо хронологического повествования сцена, завершающая первую половину фильма, вынесена в самое начало. Потерпевший очередную неудачу опекун Эбби уже облил себя кислотой и доставляется в местную больницу. Последующие за тем события имеют немного значительных отличий.

Хотя для любителей цепляться к мелочам уже тот факт, что Эбби вошла в госпиталь, не услышав слов приглашения, важен. В оригинальной картине медсестра на входе сообщила девочке, что двери открываются автоматически и что нужно всего лишь подойти ближе, что вполне заменило официальное разрешение войти. Палата, куда поместили Отца, находилась на десятом этаже, вместо седьмого. Американские деятели кино подстраховались, чтобы убить ненужного героя наверняка.

Изменения коснулись и образа Оуэна. Нерешительный, замкнутый, зажатый парнишка добавил черты сладкоежки и мелкого воришки, таскающего двадцатки из кошелька мамы. И большого любителя подглядывать за соседями. Семья была изображена более неблагополучной. Там родители расстались из-за очевидной склонности отца к спиртному, но родитель регулярно виделся с сыном и имел возможность хоть как-то с ним общаться и воспитывать. Здесь же глава семьи связывается с ребенком исключительно по телефону. А вот маме явно не помешало бы бросить пить и чрезмерно увлекаться религией. Все это было додумано Мэттом Ривзом, дабы более наглядно показать, что в доме главного героя не все в порядке, и раскрыть предпосылки слабости его характера. Но так ли это важно, и стоило ли тратить на это время зрителей?

Несколько гипертрофированы те унижения, которым подвергался Оуэн в школе. Если Оскару регулярно доставалось, но это не казалось чем-то, выходящим за рамки, и вписывалось в действительно существующую модель подросткового общества, то в беспредел, учиняемый физически развитыми не по годам одноклассниками над Оуэном, уже не так легко верится. Впрочем, американскому зрителю виднее, быть может, у них там так принято.

Добавленный новый персонаж – безымянный полицейский, практически полностью заменяет одного из соседей Оскара. Что позволяет Ривзу значительно сократить сюжетную линию с Вирджинией, единственной выжившей жертвой Эбби. Эта ветка повествования была побочной, но в оригинале она немного приоткрывала сложности нелегкой, полной терзаний вампирской жизни и служила мотивом мести второпланового героя.

К тому же, в американской версии, благодаря внесенным поправкам, погибло на два человека больше. Первой стала медсестра в больнице, а вторым – один из сотоварищей Кенни, мучителя Оуэна. Жертвы эти бесполезные, так как ни зрелищного наполнения, ни смысловой нагрузки они не несли.

Еще одна из попыток режиссера внести что-то свое была просто обречена на провал. В какой-то момент испуганный открывшейся правдой Оуэн звонит отцу и спрашивает, существует ли Зло, подразумевая под последним нечистую силу и в частности – вампиров. Найти хоть какое-то оправдание наличию этой сцены затруднительно. Раскрытие взаимоотношений в семье? К тому моменту все уж кристально ясно, и в таком случае сцена однозначно лишняя. Попытка Оуэна нащупать поддержку родного человека? Исходя из логики предыдущих эпизодов, близости между отцом и сыном нет. Получить проясняющий ответ на путаный и бессвязный вопрос также возможным не представляется. Да и что мог сказать разбуженный среди ночи отец двенадцатилетнему мальчишке на вопрос о том, принимает ли зло в нашем мире человеческий облик?!

Ну а самое значительное изменение сюжета было внесено в эпизоде второй неудачной попытки Отца разжиться несколькими литрами свежей человеческой крови. И по большему счету, особого различия-то нет. Результат тот же, зрелищности и напряжения не больше.

И сам персонаж сильно проигрывает Хокану, в исполнении Пера Рагнара. Актер своей игрой показывал смертельную усталость от ведомого образа жизни. Свою ненависть к себе за то, что убивает людей. И поступками доказывал свою любовь к Эли. Здесь же, Ричард Дженкинс, строя усталую физиономию, кисло говорит о том, что он уже сам хочет, чтобы его поймали и все завершилось. А если вспомнить сам ритуал подготовки к походу за кровью в шведском фильме! Неторопливые обыденные движения приковывали к себе все внимание и будоражили воображение. Американец же побросал канистру, нож и воронку в спортивную сумку и пошел убивать. Идя на дело, он надевает на голову черный пакет, и оценить талантливость воплощения становится просто невозможно.

Главный недостаток голливудской версии начинает проявляться в диалогах. Мотивация героев и их переживания раскрываются не достоверным и молчаливым отображением на экране, а словами. Герои говорят и говорят, по смыслу то же, что и в оригинальном фильме, но им не веришь так, как персонажам шведской ленты. Подопечные Мэтта Ривза только пытаются сыграть те эмоции, о которых вещают, а юные актеры из Швеции прожили свои маленькие кино-жизни по-настоящему. Это упрощение восприятия – когда зритель получает всю необходимую информацию сразу и из слов, а не разгадывает ее по недосказанности, тени эмоции, неловкому молчанию или случайному несдержанному движению, – убивает всю атмосферу. Режиссер вместо того, чтобы вдохнуть жизнь, попытался изобразить ее, дословно повторяя то, что он видел, но ведь это невозможно.

Оттого зрителю и не удается окунуться с головой в омут отношений главных героев. Понять их чувства – возможно, но прочувствовать самому – нет. А чего без полного погружения стоит оригинальная история?

Не получает должного раскрытия и одна из ключевых тем, касающаяся прошлого Эбби. Намек словами героини оставлен, но что же именно увидел Оэун, когда девушка переодевалась, для зрителей останется тайной. И было ли там вообще что-то, выходящее за рамки? За ограничения рейтинга R – очевидно.

Ну а на десерт действительные мелочи, отличающие данный продукт от оригинального. Во-первых, в моменты, когда вампирская сущность Эбби дает о себе знать, героиня сильно преображается внешне, напоминая видом классических вампиров из фильмов ужасов. Во-вторых, во всем фильме нет ни одной кошки! В-третьих, дабы каждый зритель понял, что так мучает Эбби во вторую ее встречу с Оуэном, был добавлен характерный желудочный звук голодающего организма. И, в-четвертых – музыка. В оригинальной картине она появлялась, только когда действительно нужна. А в американском фильме музыкальное сопровождение играет дополнительную роль упреждающего фактора. По начальным нотам можно предугадать, какой именно характер будут иметь последующие сцены.

В погоне за повторением шведского успеха и длинным долларом Ривз не сумел привнести ничего нового, не смог достоверно перенести исходное и даже в визуальном плане не смог добиться ничего выдающегося. Хотя и очевидно, что бюджет его ленты в разы превосходил финансовые возможности Альфредсона. Но, тем не менее, визуальный ряд фильма кажется бледным на фоне яркой насыщенной и выдержанной в одном стиле картинки оригинала. В целом, «Впусти меня. Сага» мог бы быть неплохим самостоятельным проектом. Небезынтересным, со свежими взглядами и ходами. С приличными работами молодых актеров. Хорошим образчиком современного кинематографа. Но, но, но.… После шведского «Впусти меня» всерьез воспринять пусть и довольно качественную подделку просто невозможно.
Ренат Гарипов

Нравится
 
Комментарии:
1. defalx 22.06.2012 08:59
Помнится, сначала посмотрел шведский фильм - зацепило, хотя и смотрелся несколько долго. После этого прочитал книгу. А вот голливудский вариант так и не осилил.

А написано отлично!
2. Игорь Талалаев 24.06.2012 16:33
Голливудский, если честно, даже желания смотреть нет. Даже по кадрам видно, что шведский не переплюнуть.
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 475 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio