Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Битва у Красной скалы (Chibi), 2009
Автор: Сергей СысойкинДата: 16.10.2009 05:48
Разместил: Евгений Северин
Комментарии: (0)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И РЕАЛИИ КОМПАРТИИ КИТАЯ

БИТВА У КРАСНОЙ СКАЛЫ (CHIBI)
Жанр: боевик, военный, история
2009, Китай, 148 мин.
Режиссер: Джон By
В ролях: Тони Люн, Такеши Канеширо, Шидо Накамура, Вики Жао, Фенджи Чжан

ОЦЕНКА: 3,5

208 год н.э. Последний год династии Хань. Вокруг рушащегося трона разворачивается борьба за власть: с одной стороны премьер-министр Цао Цао, с другой - дальний родственник королевской семьи Лю Бао и правитель южных земель Сан Цюань.

Джон By, проведший около пятнадцати лет в добровольном американском изгнании, наконец-то вернулся на родину. Голливудская карьера мастера гонконгских грайндха-усных боевиков как-то в итоге не заладилась, бюджеты, отстегиваемые щедрыми американскими студиями, постепенно начали таять на глазах, а вскоре и вовсе иссякли. В Китае скитальца приняли с распростертыми объятиями, выдав 75 млн. денег на съемку военно-патриотического эпика под немного прямолинейным, но зато простым, как грабли, названием - «Битва у Красной скалы». Поднебесная, в последние годы совершившая головокружительный экономический рывок, наращивает свое присутствие по всем фронтам. Власть крайне остро нуждается в подобных картинах, демонстрирующих на экране былое величие китайского народа, тем самым перекидывая мостик, ведущий в Срединное царство настоящего. Нечто подобное недавно проделали в России, сняв довольного спорного «Адмирала». Несомненно, каждые стремились к своим целям, но общий посыл, в общем, одинаков.

В Китае по приблизительным данным проживает около 1,5 млрд. граждан, но по каким то необъяснимым причинам роли в подобном кино исполняют одни и те же люди. Джон By выбрал из десятка верных сынов Родины двух - Такеши Канеширо и Тони Люна. Первый работал с Чжаном Имоу в (псевдо) исторической картине «Дом летающих кинжалов», а второй сотрудничал с Кар Ваем в «Прахе времен» и тем же Имоу в ленте «Герой». Те опыта в демонстрировании героических и мужественных лиц обоим актерам не занимать. Режиссер пошел по пути наименьшего сопротивления, сняв историческое кино по канонам, завещанным еще Акирой Куросавой, Энгом Ли и уже вышеупомянутыми Кар Ваем и Имоу. Масштабные сцены сражений, происходящих как на суше, так и на воде - это цельное мозаическое панно, где каждый кусочек взят из обширной библиотеки жанра. Благо хоть летающих китайцев у By замечено не было. Взамен есть четко поделенный на черное и белое мир тогдашней Поднебесной. Премьер-министр Цао Цао напоминает собой гибрид еврейского царя Ирода и властителя далекой Галактики Дарта Вейдера, не хватает только сатанинского смеха и массового убийства младенцев. Но злодей, в чем, конечно, не откажешь режиссеру, обладает неким подобием кодекса чести.

В противовес ему представлены благородные и доблестные Лю Бао и Сан Цюань, готовые биться за честь императора до последней капли крови. Если прибегнуть к помощи богатой русской литературы, то последние - эдакие дяди Степы, только ко всему прочему умеющие принимать у лошадей роды (что для кочевых народов немаловажно) и мастерски играть в игру, подозрительно напоминающую современный футбол. Ну и, разумеется, отдыхать, любить и драться с одним и тем же выражением лица. Обе армии придерживаются жесточайшей дисциплины, вот только методы, применяемые полководцами для воспитания еще неокрепшего идеологически молодого поколения, сильно напоминают коммунистические.

Именно в правильно расставленных акцентах и кроется смысл картины, ибо пафос-ной болтовне, игре на музыкальных инструментах и философским размышлениям в ленте (в оригинале имеющей хронометраж около 4,5 часов) уделено гораздо больше места, чем красиво поставленным боям. «Битва у Красной скалы» бережно собирает воедино то, что напридумывали азиаты в кино за полвека, и то, что Китай подарил миру за время всего своего существования. Все это подается под политически нужным соусом. А для пропагандистского кино больше, собственно, и не требуется. Китайские прокатчики пошли еще дальше, перемонтировав картину до двух часов и запустив в мировой прокат (в Поднебесной лента пользовалась оглушительным успехом).

Вот только лишенная большей части пропаганды картина заметно потускнела и затерялась на фоне общего проката. А ведь вся прелесть заключается именно в полном варианте. Картину не надо экспортировать за рубеж, там ее истинный смысл поймет лишь небольшая часть зрителей. Но пройдет еще лет пятьдесят, и настоящие ценители обязательно извлекут из своих необъятных коллекций некастрированную «Битву» и насладятся неплохой политагит-кой, выполненной на довольно приличном уровне. Да и через такой продолжительный отрезок времени не исключено, что политические акценты сместятся, и подобные вещи будут сниматься уже несколько по иным лекалам. Хотя, конечно, до уровня работ Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова картине Джона By далековато. Но вот «Адмирала» и «Тараса Бульбу» «Битва» обогнала точно. Кому-то режиссировать Олимпиаду, а кому-то - идеологическую пропаганду. Каждый должен заниматься строго своим делом. Вот этому у Китая нам точно стоит поучиться.

Сергей Сысойкин

ЕСТЬ МНЕНИЕ...

Очень экспортный продукт современного китайского творчества Джона By, с присущей наивностью и зашкаливающей мифологизацией персонажей, с повторением художественных приемов, которое бросается в глаза и в режиссерской, и в театральной версиях. Но, что самое удивительное, финальные боевые сцены смотрятся совсем не так ярко, как пытаются себя преподнести, а лучшая битва - наземная, где-то в середине фильма, производит меньшее впечатление, чем аналогичная в «Полководцах» Питера Чана.

Антон Минасов

Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 383 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio