ПОЕЗД С ОПОЗДАНИЕМ
ОПАСНЫЕ ПАССАЖИРЫ ПОЕЗДА 123 (THE TAKING OF PELHAM 123)
Жанр: триллер, драма, криминал
2009, США-Великобритания, 121 мин.
Режиссер: Тони Скотт
В ролях: Дензел Вашингтон, Джон Траволта, Луис Гузман, Джон Туртурро, Майкл Рисполи
ОЦЕНКА: 3
Новый фильм Тони Скотта ждали. В отдельных местах даже слишком ждали. Чего стоит хотя бы раз пять переносимая премьера в России и СНГ, и каждый раз все более громкие нелицеприятные возгласы, сотрясавшие воздух хоть и не очень массовых, но все же довольно многочисленных поклонников. Тони Скотт - один из немногих, кто еще не дает уснуть вечным сном простоватому для эстетов жанру боевика. Младший брат Ридли Скотта - это режиссер, который довольно сильно увлекся в последние годы новомодными веяниями. Рваный монтаж, резкие движения камеры, хаотичное использование разнообразных светофильтров, адреналиновая музыка - все это наблюдаем в его фильмах как минимум последние лет пять. Это довольно находчиво и органично смотрелось в почти идеально жанровом «Гневе» с безумно крутым Вашингтоном; весьма кстати было в фантастическом «Дежа вю» с Вашингтоном более остепененным; с пониманием смотрелось в полуэкспериментальном «Домино» с серой Кирой Найтли.
Наверное, неразумно было ждать от Тони чего-то принципиально нового в плане монтажа, кастинга и истории. Последняя была, тем более, известна. Известный своей тягой к боевикам 70-х и не гнушающийся ремейков, верный соратник Тарантино, Тони взял за основу одноименный боевик 1974 года, с которым за долгие месяцы ожидания премьеры каждый мог, при желании, ознакомиться. Из атмосферного и серого Нью-Йорка 70-х Тони сделал высокотехнологичный город конца нулевых с полупрозрачными табло диспетчерской, мобильными телефонами и ноутбуками в режиме онлайн, но в котором все так же легко захватить поезд подземки и потребовать выкуп побольше. Город, который был одним из центральных персонажей оригинальной ленты, значительную часть хронометража присутствует и здесь, но то, что было атмосферным в 1974 году, спустя 35 лет кажется всего лишь будничным фоном противостояния по линии «плохие-хорошие».
Чего не хватает здесь, так это щепотки юмора, который в разной мере присутствует в большинстве картин британского американца. Зато присутствовал штатный композитор Гари Грегсон-Уильямс, сотворивший соответствующее музыкальное оформление всему происходящему на экране.
Анонсированное психологическое противостояние безумного и в чем-то даже карикатурного героя Траволты, павшего когда-то жертвой финансовых операций (привет монстру по имени Мировой Финансовый Кризис), и поправившегося на 10 килограмм для роли Вашингтона (если диспетчер все время сидит и ж..., то есть жует, то он что? Правильно, должен быть толстым), по большому счету, все же удалось. Особенно хорош момент с признанием в коррупции в прямом эфире. Только вот беда: остальные сюжетные линии как-то сильно при этом потускнели, да и само противостояние, как бы это не прискорбно было признавать, в оригинале было на порядок лучше, юморнее и саспенсовее.
Концовка испортила впечатление от довольно крепко сделанного фильма. Получилась она настолько банальной, насколько банальным покажется купленный по дороге домой пакет молока. Хочется верить, что эпизод со звонком из дома ворчливой жены был сделан стариком как завуалированный стеб над излюбленными обывателями голливудскими хэппи-эндами, но не как реверанс в сторону студийных боссов, ожидавших переполненные залы на сеансах. А сборов, судя по кассе 100-миллионного фильма, было не так много, как им бы хотелось.
Впрочем, «Опасные пассажиры...» из той категории фильмов, о которых много писать не выйдет. Хвалить взахлеб его не получится, но и ругать не приходится, потому что выполнен на приличном техническом уровне, и причин для того, чтобы на словах отправлять старика Антонио на пенсию, нет. Смотрится история, особенно по сравнению с тем, что сотрясает порой воздух театральных залов, легко и неубого. А так-то у нас обычный фильм Тони Скотта. Лучшего определения ему, кажется, и не придумать. Режиссер возвращает на экраны эпоху боевиков 80-90-х, разбавив обычную для жанра историю разве что компьютеризованным антуражем. Даже актеры здесь занятые, и те сделали себе имя в прошлые десятилетия. Так что, в некотором роде, перед нами ностальгическая работа человека прошлой эпохи и ругать его за то, что он остается верен старым принципам, как-то не совсем этично.
Интересно, что в творческих планах Скотта заявлено как минимум четыре картины, причем две из них на следующий год. В таком возрасте подобная активность вызывает уважение. Любопытно, что синопсис следующего фильма обещает нам снова приключения на рельсах, ведь герои Скотта будут догонять неуправляемый поезд, перевозящий опасные токсические отходы. И что-то подсказывает, стиль его меняться совсем не будет, что, возможно, в наше нестабильное время вовсе не так уж и плохо.
Тарас Сасс
ЕСТЬ МНЕНИЕ...Фильм однозначно интригующий. Эта самая ужасная на сей день и, к сожалению, имеющая глобальный масштаб проблема взятия в заложники, совершения разнообразных терактов и массовых убийств, сейчас настолько прочно засела в сознании ячейки общества, что фильмы с подобными трагедиями воспринимаются зрителями очень откровенно, и ленты эти обычно нарасхват. И режиссер Тони Скотт снял, вполне можно сказать, эпохальный боевик, без попытки закосить под экшн-муви.
К. Ю. Шагойко