БОДРЯЧКОМ, ПАЦАНЧИКИ!
13-Й РАЙОН: УЛЬТИМАТУМ (BANLIEUE 13 ULTIMATUM)
Жанр: боевик
2009, Франция, 101 мин.
Режиссер: Патрик Алессандрии
В ролях: Дэвид Белль, Сирил Раффаэлли, Филипп Торретон
ОЦЕНКА: 2,5
Ни для кого не секрет, что мы живем в очень суровое время, когда развлекательный кинематограф переживает не то упадок, не то возрождение - достоверно еще неизвестно, но одно ясно стопроцентно - все меняется с фантастической скоростью, Комикс-экранизации уже вышли за пределы детсадовской аудитории, Джеймс Кэмерон снимает мультики про синих обезьян, Гай Ричи пытается по-своему экранизировать классику, а обычная трэшевая фантастика про нашествие инопланетян зачем-то прикидывается социальной драмой. Неудивительно, что на этом фоне жанр веселого залихватского боевика очень быстро пришел в упадок. Даже неумолимый китайский энерджайзер Джеки Чан и то практически перестал хаотично махать конечностями и избивать супостатов вешалками и мусорными баками, потому что в кои-то веки осознал, что на дворе уже XXI век и время очаровательно безмозглых приключенческих экшенов уже давным-давно прошло. Но только один-единственный человек-оркестр до сих пор этого не понял. Люк Бессон. Талантливейший постановщик, не вовремя забросивший режиссерскую работу и переквалифицировавшийся на должность руководителя возрождения французского массового кинематографа, на самом деле спонсирует съемки одних и тех же фильмов. Еще очень давно по просторам интернета бродила шутка, мол, на что бы Бессон не давал деньги, все равно получается «Такси». И вот после просмотра последнего его продюсерского проекта, жутковатого сиквела жутковатой паркур-иконы с неброским названием «13-й район», все больше и больше поражаешься проницательности того безызвестного сетевого юмориста.
Действительно, ноги самого успешного (с коммерческой точки зрения) бессоновского франчайза торчат отовсюду: харизматичный дуэт «коп-любитель», зажигательная музыка, погони на двух своих и необъяснимая бессоновская мания выставить французских полицейских полными профанами и беспринципными коррупционерами. Все это присутствует и в оригинале, и как следствие, в сиквеле. Сюжет же претерпел минимальные изменения: прошло три года со времен событий оригинала. Опять 13-й район, только за это время он успел увеличиться почти на 50%, подмяв под себя десятки парижских кварталов. У французских спецслужб появился новый план уничтожить злополучное гетто прямо в центре Франции, а на его месте построить элитный район с бизнес-центрами и дорогими домами. Действуя по принципу «пусть сожрут себя сами», нечестивые на руку копы устраивают уличные беспорядки, проводят махинации с видеозаписями. Чтобы спасти свой любимый район и, как следствие, свои любимые задницы, паркурщик-бездельник Лейто и паркурщик-полицеский Дамьен вновь объединяют усилия.
В самом деле подробно расписывать все многочисленные минусы продолжения «13-го района» не хочется вовсе: вы и так все знаете, достаточно вспомнить любого типичного представителя бессоновского конвейера, будь то интернациональное фрик-шоу «Васаби» или страшное во всех смыслах дефиле гуттаперчевых «Ямакаси: дети ветра» - невнятная режиссура, апатичный сценарий и море плоских и избитых шуток. Парад быстро мелькающих волосатых подмышек Дэвида Белля в постапокалиптических декорациях не отстает от предшественников: уровень низкопробных шуток опустился уже далеко за критичную отметку, а посредственный клиповый монтаж ничего кроме головной боли и очевидного зевания не вызывает.
Нашему же зрителю смотреть «13-й район: Ультиматум» очень забавно. Во-первых, по идее, закрытый 13-й район (ну, в самом деле, нельзя было выбрать не такое стереотипно-суеверное число?), где творятся бесчинства и массовые беспорядки стали обыденностью, должен служить неким недвусмысленным предупреждением французским властям. Мол, не запускайте ситуацию с чернокожим геноцидом на улицах Парижа. Но по факту является жалким подобием суровых рабочих кварталов российских глубинок. Во-вторых, главные герои в дубляже говорят голосами таких эпохальных личностей, как Тимати и Батишта (как ни странно, это не так ужасно, как кажется на первый взгляд), но если учитывать первый пункт, логичнее было бы пригласить дворового рэпера Сяву. Его колоритное «Бодрячком!» в контексте разрушенного Парижа и унылого лица Дэвида Белля (в конец растерявшего свою форму) звучало бы просто потрясающе.
Евгений Северин
ЕСТЬ МНЕНИЕ...Если оценивать «13 район: Ультиматум» отдельно и независимо от первой части, это достаточно хорошее и даже потрясающее продолжение, а зрителю можно только пожелать одно: скорее приобретай этот поистине удивительный боевик, и точно не пожалеешь потраченного времени и денег, более того, полтора часа, которые я уделил на фильм, показались мне мгновением, с таким интересом я смотрел эту новую картину.
К. Ю. Шагойко