КОМУ В ЮЖНОЙ АФРИКЕ ЖИТЬ ХОРОШО
РАИОН №9 (DISTRICT 9)
Жанр: фантастика, боевик, триллер
2009, США, 112 мин.
Режиссер: Нил Бломкамп
В ролях: Шарлто Копли, Джейсон Натали Болтт, Сильвен Страйк
ОЦЕНКА: 3,5
В 1982 году над южноафриканским городом Йоханнесбургом завис огромный летающий космический корабль, забитый доверху пришельцами. Сначала прилетевших гостей поселили рядом с людьми, но после череды межвидовых столкновений было принято решение организовать временный лагерь, названный Районом №9.
Огромная корпорация с типичным для таких компаний названием «Мульти Нэшнл Юнайтед» (сокращенно - MNU) на протяжении более двадцати лет пыталась наладить взаимоотношения с пришельцами с целью завладеть секретами их мощнейшего вооружения. Но однажды очередной поход в Район №9 с целью собрать подписи инопланетян заканчивается плачевно для начальника одного из отделов MNU, Викуса ван дер Мерве, забитого представителя офисного планктона, к тому же презирающего «моллюсков» (именно так называли гостей из космоса простые люди). Он заболевает вирусом, который начинает изменять структуру его ДНК, превращая Викуса в того, кого он презирает больше всего. За ним начинают охотиться его бывшие коллеги, и единственное место, где можно спастись в такой ситуации - это Район №9, опасное место, полное тайн, где он переосмыслит свое отношение к креветкообразным гуманоидам.
Зная, что в жанре про нашествие пришельцев открыто все, что только можно, режиссер Нил Бломкамп не стал экспериментировать с содержанием, зато здорово похимичил над формой. Приправленный съемками ручной камерой и обернутый в яркую обложку социального мокьюментари-муви, ненавязчивый боевичок под названием «Район №9» не является новой вехой в истории кинофантастики и не открывает в этом жанре горизонты. Несмотря на кажущуюся новизну, это очень простой, но в то же время достаточно бодрый олдскульный боевик в духе низкобюджетных фантастических фильмов, которые любит крутить канал TB3 после полуночи. Большие пушки, превращающие супостатов в кровавый пар, линейные, хотя можно даже сказать, примитивные диалоги, карикатурные персонажи и обязательные жанровые клише в стиле раннего Карпентера, от которых уже пахнет нафталином - все это в огромном количестве присутствует в бломкампском полнометражном дебюте.
Но все равно самое вкусное в фильме - это его псевдодокументальное начало, когда на экране в подробностях рассказывают про быт пришельцев, специфику общения с ними и прочую протокольную мишуру, делая акценты на незначительных деталях. Бломкампу удалось создать впечатление, будто смотришь качественный документальный фильм с какого-нибудь ВВС по мотивам произведений лучших фантастов XX века: братьев Стругацких, ведь как похож закрытый Район №9 на закрытую Зону из «Пикника на обочине», и Айзека Азимова, уделившего в своем творчестве немало места ксенофобии и столкновениям предрассудков, только выполненный в сатирическо-метафорическом ключе. Ведь достаточно заменить зависимых от кошачьего корма моллюсков на индейцев дикого Запада, а сам корм - на огненную воду, которой нещадно спаивали колонизаторы коренное население, и получится залихватский пересказ какого-нибудь старого социального вестерна в фантастических декорациях.
«Район №9» при помощи шуток про межвидовую проституцию и жесткого стеба над современными стереотипами о гостях из космоса поднимает актуальные во все времена вопросы, на которые не успевает толком ответить. Ибо в середине фильма создатели вспоминают, что снимают они на американские деньги, и все сатирические подтексты волшебным образом улетучиваются, а на их место приходит тестостероновый экшн, о котором было написано чуть выше. Даже несмотря на то, что оный дает фору всем крупнобюджетным блокбастерам уходящего сезона и явно показывает, как нужно правильно вкладывать деньги в спецэффекты, все равно происходящее в последний экранный час вызывает сильный приступ депрессии, потому что спилберговские инопланетяне в совокупности со штампами и пафосной музыкой, будто украденной из фильмов Майкла Бэя -это, уж простите, ни в какие ворота не лезет. И ведь до самых финальных титров зрителя не отпускает чисто продюсерское, но в то же время бесподобное одноклеточное зрелище, в контексте которого примитивнейший до безобразия интернет-мем «Йа креведко», отлично характеризующий все недвусмысленные внутренние переживания главного героя по поводу превращения в говорящего моллюска, смотрится, по меньшей мере, как учебник по квантовой физике в руках троечника-третьеклассника.
Евгений Северин
ЕСТЬ МНЕНИЕ...Довольно скромным бюджетом Бломкамп распорядился с максимально возможным КПД. Экшен-составляющую своего фильма поставил так лихо и умело, что и видавшие виды любители фантастических боевиков довольно зацокали языками.
Ну а факт небывалой любви зрителей и критиков, при наличии очевидных сценарных условностей и жанровых штампов, можно объяснить универсальностью постановки. «Район №9» - кино из серии «и вашим и нашим», оно способно удовлетворить самые капризные киноманские запросы. Или хотя бы не на шутку впечатлить своим визуальным рядом.
Игорь Снегирев