Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Каникулы строгого режима, 2009
Автор: Ирина ЛукьяноваДата: 18.10.2009 02:28
Разместил: Евгений Северин
Комментарии: (0)

РАБОТА ЛЕГКОГО ХАРАКТЕРА

КАНИКУЛЫ СТРОГОГО РЕЖИМА
Жанр:
комедия, приключения, детектив
2009, Россия, 113 мин.
Режиссер: Игорь Зайцев
В ролях: Сергей Безруков, Дмитрий Дюжев, Сабина Ахмедова, Алена Бабенко, Алексей Кравченко, Александр Лыков, Владимир Меньшов

ОЦЕНКА: 3

Пусть ненадолго, но оставим в прошлом высокомерное (к сожалению, зачастую оправданное) фырканье в адрес современных отечественных комедий. На экраны вышла лента, смотрящаяся на вполне приемлемом уровне, без всяких этих «типа аме-рикосовских закидонов» и мегашуточек а-ля «Тупой и еще тупее». «Каникулы строгого режима» - фильм легкий, порой наивно-трогательный, очаровательный в своей простоте. Ощущения от просмотра можно сравнить разве что с пребыванием в том самом детском лагере для пионеров, где оказались наши герои: забавно, местами смешно, порой немного грустно и под конец неохота уезжать. Почти с самого начала зрителей окутывает ностальгическая атмосфера красных галстуков, старых пазиков, пылящих по грунтовой дороге, и деревянных домиков с двухъярусными кроватями. Одним словом, всего того, что прочно ассоциируется с советским прошлым. Как с этим сочетаются титры, сделанные в японском стиле, гадайте сами. Но смотрится эта эклектика вполне поэтически и даже неожиданно (ну еще бы!).

Создатели, по их собственным словам, старались максимально следовать лучшим-традициям золотого фонда советского кино. При просмотре можно заметить, что по духу «Каникулы...» немного схожи с «Джентель-менами удачи», «Усатым нянем» и прочими шедеврами отечественной кинематографии. Увидеть фильм, подобный этим лентам, правда, не получилось. Но радует то, что новая комедия вполне сгодится как для уютного семейного просмотра, так и для романтического похода в кино. Здесь нет той наглой кичливости, когда современный проект пытается нажиться за счет народной любви к фильмам, по сути, не имеющим к их появляющимся «продолжениям» никакого отношения. Достаточно вспомнить вторую «Иронию судьбы». «Каникулы...» хоть и позиционируются как что-то похожее на любимых всеми «Джентльменов удачи», однако не прилипли к ним хвостом, заняли свою нишу в списке вышедших на экраны комедий. Правда, тут не обошлось без оговорок.

Сюжет ленты следующий. Двое заключенных, бывший опер Кольцов (Дмитрий Дюжев) и местный авторитет Сумароков по кличке-Сумрак (Сергей Безруков), бегут из зоны и скрываются в детском пионерлагере, где попадают в массу забавных ситуаций, а Сумрак, к тому же, успевает влюбиться в местную вожатую. Однако выдавать себя за воспитателей и заслужить уважение ребятни - дело непростое. Особенно для персонажа Безрукова, который последние пятнадцать лет не видел ничего, кроме клетчатого неба. Впрочем, именно на его долю достается забота местной поварихи, участливо вздыхающей при одном взгляде на грустного Сумарокова, сидящего с перевязанной головой и отказывающегося есть котлету, потому что привык к перловке. Кольцову остается лишь посмеиваться над всем этим, работая переводчиком, как только Сумароков начинает изъясняться на блатном жаргоне.

Дмитрий Дюжев и Сергей Безруков довольно мило все это играют. Конечно, при выборе актеров на роли центральных персонажей ставка сделана на тандем, ранее уже появлявшийся на экранах и успевший привлечь к себе интерес. Устаревшая, но действующая фишка. Роли у актеров совсем не сложные, а потому к игре всенародно любимых Дюжева и Безрукова не может быть никаких претензий. Только принципиальные.
Стоит заметить, что происходящее на экране во многом может показаться автобиографичным. Фильм снимали по одноименному роману Федора Крестовского и Андрея Кивинова. В свое время Крестовский, как и один из главных героев, пребывал в местах не столь отдаленных, а Кивинов напротив - работал в органах внутренних дел. Вот такой слух. То ли пиар, то ли правда. Зато от сравнения с фильмом-тезкой 1992 года режиссеров Владимира Студенникова и Михаила Григорьева, снятого по мотивам произведений Довлатова, не обойтись. И если в 1992-м создали гротеск на трещащий по швам социум, то в 2009-м все скромнее - нас веселят простой доброй историей про двух заключенных в исполнении Безрукова и Дюжева.

Режиссер Игорь Зайцев не раз подчеркивал, что основная идея «Каникул...» - серьезная тема поиска своего места человеком, вышедшим на свободу. «Вопрос в том, сможем ли мы помочь возвращающимся из колонии обрести новую жизнь или подтолкнем к тому, чтобы они еще раз преступили закон», - говорит Дмитрий Дюжев. Но тут скажем прямо, драмы, замаскированной под комедию, не получилось. Смешное - пожалуйста. Серьезное - нет. Разве только финал немного иной, чем ожидается. Но этого явно недостаточно для тех слов, что говорят создатели о якобы непростых вопросах, поставленных фильмом.

К слову, «Каникулы...» - дебют режиссера Игоря Зайцева на большом экране. И дебют успешный, учитывая, что до этой ленты на счету Зайцева имелось всего два сериала: не очень удавшийся «Диверсант 2: Конец войны» и не принятый многими «Есенин». Что ни говори, комедия с узнаваемыми исполнителями теперь уже бессмертных Космоса и Саши Белого в главных ролях так или иначе привлечет внимание. Тем более студия, снимавшая «Каникулы строгого режима», на другое не рассчитывала. Зря что ли там же «Адмирала» снимали и пиарили? Не забыли и «Каникулы...» коммертизировать. Например, всунули рекламу Первого канала репликой «телевизор старенький, но показывает. Правда, один канал, но, слава богу, Первый», а заодно при каждом удобном случае вставляли заставку «Русского радио».

Впрочем, придется простить. Каникулы-то веселые.

Ирина Лукьянова

ЕСТЬ МНЕНИЕ...

Клеймо «От создателей «Адмирала» сразу настроило против фильма, но я постарался абстрагироваться и от Первого канала, и от Безрукова, которого Первый канал теперь продвигает в каждый свой проект наряду с Хабенским. И все же фильм слабоват. Для комедии слишком мало (хороших) шуток, для детектива слишком примитивный сюжет. Но плюсы все же есть - наконец-то не пошлое кино, да еще и с пионерской романтикой. За это можно многое простить, но назвать фильм в целом удачным не выходит все равно.

Игорь Талалаев

Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 307 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio