Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Not for Oscar: Возвращение мушкетеров, 2008
Автор: Сергей БурсаковДата: 29.05.2009 21:44
Разместил: Евгений Северин
Комментарии: (0)

ВОЗВРАЩЕНИЕ МУШКЕТЕРОВ
Жанр: приключения, недоразумение
2008, Россия, 110 мин.
Режиссер: Георгий Юнгвальд-Хилькевич
В ролях: Михаил Боярский, Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский, Антон Макарский, Игорь Старыгин

Наш сегодняшний обвиняемый проходит не по привычным нам статьям - хулиганство, жульничество, - а по расстрельной: вандализм (избиение классики). Классика молчит и не может ответить. А мы - можем.

Замечательному режиссеру Георгию Юнгвальду-Хилькевичу в самый раз было бы не позорить свое доброе имя и закончить все это кинематографическое мушкетерское мероприятие еще в начале девяностых годов прошлого столетия, когда им в очевидных творческих муках создавались «Мушкетеры 20 лет спустя» и «Тайна королевы Анны, или мушкетеры 30 лет спустя». Оценивая данные кинокартины с точки зрения качества их постановки и работы сценаристов, понимаешь, что интрига приключений четырех славных друзей Атоса, Портоса, Арамиса и Д'Артаньяна прекратила существовать в тот момент, когда был полностью исчерпан весь литературный материал, созданный Александром Дюма. Оригинальная сюжетная идея, медленно, в агонии умиравшая в указанных сиквелах, закономерно умерла с финальными титрами «Тайны королевы Анны...», а неуклюжие, но настойчивые попытки народных умельцев-крючкотворцев вернуть в 2008 году на экраны легендарных героев плаща и кинжала следует расценивать как обыкновенную халтурно состряпанную эксплуатацию оригинальной кинопостановки 1979 года, не более.

Кто такие на деле товарищи Юрий Бликов и Антон Марков, люди, которым доверили сочинять сценарий для «Возвращения мушкетеров» и за какие великие заслуги это право им предоставили, не ясно. Мало того подобный выбор пред-4 ставляется абсурдным и недальновидным в силу отсутствия у вышеуказанных ребят мало-мальски серьезного опыта сценарной работы. Но данное предположение имеет право на существование только в том случае, если целью создания картины являлся выпуск в российский прокат как минимум конкурентоспособного продолжения двух не особенно удачных сиквелов оригинального фильма Хилькевича. То обстоятельство, что создатели картины при генерировании своих откровенно смелых идей должны были все же учесть чувства поклонников культовой работы 1979 года, в расчет не принимается, слишком наивно это звучит - действительно, кого сейчас в отечественном кинобизнесе могут интересовать подобные сентиментальные нюансы.

Но, если предположить, что проект под претенциозным названием «Возвращение мушкетеров» изначально планировался появиться в качестве продукта быстрого приготовления для масс, на котором предприимчивые кинофункционеры намеревались просто заработать себе денежек, опрометчивый выбор продюсеров в пользу столь неопытных в своем деле авторов сценария становится понятным. Привлекать мастеров для потенциально не серьезного проекта просто не было необходимости. Хотя за то, что у создателей не хватило все-таки наглости указать в титрах совместно с некими Ю.Бликовым и А.Марковым в качестве со-сценариста Александра Дюма, стоит сказать товарищам спасибо: возможно, многих зрителей присутствие двух незнакомых имен все-таки насторожило и позволило избежать лицезрения той идиотии, которая в течение двух экранных часов неутомимо развивалась на экране.

Бликов и Марков над творимыми с издевательской легковесностью сюжетными комбинациями вряд ли долго задумывались, оригинальностью полета авторской мысли история вернувшихся из забытья мушкетеров определенно не блещет. К чему придумывать новые сюжетные ветви, конструировать увлекательную событийную основу сценария, прорабатывать нетипичные авторские ходы и вообще ставить перед собой творческие сверхзадачи, когда можно, просмотрев предыдущие киноленты мушкетерской эпопеи, запустить по знакомой художественной тропинке банальную сюжетную линию о том, как королева Франции Анна Австрийская в попытках спасти государство от финансового краха вынуждена искать верных исполнителей, которых можно было бы отправить из пункта А в пункт Б за неким материальным предметом (на этот раз за сундучком с дорогостоящими ювелирными украшениями) для того, чтобы одним махом устранить возникшую проблему государственного масштаба.

Вместе с тем, сценаристы решили своеобразно, но соригинальничать, взяв да убив знакомых героев всех разом в один день - и Портоса, и Арамиса, и Атоса, и даже Д' Ар-таньяна. Мушкетеров уничтожили гламурно и эффектно, с применением рапидных съемок и крупных планов, используя, в том числе, тяжелую артиллерию и бочку с порохом, демонстрируя зрителю искаженные в недостоверном изображении страдальческой мимики лица когда-то любимых миллионами советских граждан актеров - потускневшие от неизбежно приближающейся старости, потерявшие за годы своей профессиональной невостребованности былой шарм и фактурность.

В результате подобной неприятности выполнять миссию королевы были призваны детки почивших с миром мушкетеров, образы которых в существующих художественных рамках вообще остались непритязательно обозначенными. Юные герои, которым предстояло по смыслу стать главными действующими лицами, по воле горе-сценаристов оказались лишены остроумных, запоминающихся монологов. В заложенных создателями-придумщиками слабо выраженных индивидуальных характеристиках каждый больше походил на пародийное клише, чем на персонаж, способный привлечь пристальное зрительское внимание. И даже новые невразумительные теневые герои не вызвали бы такое количество нареканий с моей стороны, если бы создатели фильма не принялись наращивать темпы развития своей неуемной фантазии и не ступили за грань откровенного абсурда, решив окутать и без того невнятно развивающееся действие плотной дымкой сюрреалистического тумана.

Четверка старичков-мушкетеров в виде привидений кукующих половину фильма у врат в чистилище - зрелище довольно дико смотрящееся со стороны и совершенно не соотносящееся с духом и атмосферой романов Александра Дюма. Но наши выдумщики-сценаристы на подобном маразме не остановятся, они дойдут и до материализации духов, а бедному старому доброму Георгию Юнгвальду-Хилькевичу в итоге останется лишь воплотить весь этот фантасмагорический ужас в некое подобие приключенческой комедии с элементами мюзикла, насыщенного бездарными рифмами. Но изредка, неким отдаленным фоном сквозь весь этот гламурно-попсовый кинематографический фарш из бредовых идей и глупых песенок будут проскальзывать знакомые старые мотивы той самой безгранично красивой музыки Максима Дунаевского, услышав которые бедному зрителю останется лишь только горько вздыхать с чувством глубокого сожаления от того, что в очередной раз его ожидания оказались безжалостно обманутыми.

Не могу с чистой совестью обвинять Юнгвальда-Хилькевича в том, что он утратил профессионализм и чувство вкуса, создавая фактически не художественный фильм, а своеобразный продолжительный трейлер под названием «Возвращение мушкетеров», безобразно снятый в техническом плане с неприятным для визуального восприятия «настригом кадров», шаблонными безвкусными визуальными эффектами, необоснованно претендующими на некую причастность к киноэстетике, работу, совершенно бессодержательную в своей основе и оскорбительную для чувств поклонников картины-оригинала. В рамках ужасного сценарного материала, который имелся в наличии у постановщика, сложно было бы создать что-то вменяемое и зрелищное.

Печалит совсем другое, а именно то, что отличный режиссер и целая плеяда всенародно любимых актеров согласились принимать участие в этом дешевом подобии кинематографического кордебалета. Подобное стремление некогда популярных людей, затерявшихся в мощном потоке современного мейнстрима, засветиться в кадре, не особо раздумывая над художественной ценностью предлагаемого проекта, конечно, огорчает, хотя желание практически ушедших в забвение заслуженных и народных артистов вновь оказаться в привычной стихии подлежит если не зрительскому одобрению, то, во всяком случае, простому человеческому пониманию.

К сожалению, оценивать итоговый результат приходится нам - зрителям, а потраченного личного времени на обозрение подобного мракобесия, безусловно, жаль, как в равной степени жалко тех зрителей, для которых сентиментальные воспоминания о героях своего детства уже успели превратиться в сугубо личную привязанность к вызывающим ностальгию обаятельным образам. Рискнуть и решиться на просмотр «Возвращения мушкетеров» без серьезного ущерба для собственного морально-психологического состояния я бы мог посоветовать только закоренелым циникам и маленьким детям. Циники просто зло посмеются над очевидной фарсовой бездарностью, свойственной некоторым российским кинематографистам. Маленькие дети же по своей наивности, свойственной их возрасту, просто не поймут совершенную создателями фильма глупость.

Сергей Бурсаков
Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 469 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio