Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Цель номер один (Zero Dark Thirty), 2012
Автор: Александр ГофманДата: 04.02.2013 05:30
Разместил: Юлия Талалаева
Комментарии: (0)

ЦЕЛЬ НОМЕР ОДИН (ZERO DARK THIRTY)
2012, США, 157 мин
Жанр: триллер, драма, история
Режиссер: Кэтрин Бигелоу
В ролях: Джессика Честейн, Джейсон Кларк, Джоэл Эдгертон, Дженнифер Или, Марк Стронг



Когда-то было принято считать, что жанр военной драмы подвластен исключительно режиссерам мужского пола, и до не давних пор все-таки и оставалось. Кополла, Кубрик, Чимино – вот что приходило в голову раньше, стоило только вспомнить о фильмах, рассказывающих о том, что делает с людьми война. Но теперь бесспорно отрицать тот факт, что в 21 веке эту эстафетную палочку каким-то непостижимым образом переняла Кэтрин Бигелоу – женщина, и прежде отчего-то стремившаяся снимать совсем не женственное кино (сразу вспоминаем «На гребне волны» или «К-19»). Тем удивительнее обнаружить, что единственной работой в ее фильмографии, в которой проскальзывает какая-то мягкость, сентиментальность, является, в общем-то, довольно мрачная постановка «Почти стемнело», представляющая из себя причудливое скрещивание жанров вестерна и хоррора, рассказывающая о любви между девушкой-вампиром и простым смертным.

Сейчас Кэтрин известна в основном, как бывшая жена Джеймса Кэмерона, сумевшая ловко увести у него из-под носа главный «Оскар», оставив «Аватару» лишь «объедки» с барского стола (победы в технических номинациях). Решение американской киноакадемии, кстати говоря, смотрится как никогда логичным, ведь «The Hurt Locker», переведенный нашими прокатчиками как «Повелитель бури», сумел настолько исчерпывающе высказаться на заявленную тему, что это по неволе вызывает восхищение. Однако провести параллели от ленты 2008 года к «Цели номер один» довольно проблематично, не смотря даже на объединяющие ленты тематику, ибо подход именно здесь диаметрально противоположный. Нет эмоционального фона, сопровождающего историю солдата, подсевшего на наркотик, именуемый войной. Нет какой-то надежды, совсем напротив – фильм в определенном смысле страшный в своей безнадежности, предчувствии неумолимого апокалипсиса. В прошлый раз на результат работал экзистенциализм, теперь – решительность, жестокость, исключительный профессионализм.

Можно как угодно относится к тому, что финал десятилетней охоты на Бен Ладена известен всем и каждому, гораздо важнее, как этот материал преподнесла сама Бигелоу в своем по истине грандиозном творении. Виртуозно сбалансированная, выдержанная в нарастающем с каждой минутой темпе «Цель номер один» с первых кадров захватывает внимание двухминутной реакцией Америки на события после 11 сентября. Казалось бы, каких только не было воплощений этой трагедии на экране, однако тут мы в течении двух с лишним минут наблюдаем лишь кромешную тьму, при том вслушиваясь в хаос, массовую истерию, чувствуя весь ужас ситуации каждой клеточкой своего тела. Надо сказать, в этот раз кино вообще максимально далеко от политики, и уж тем более не может быть речи о спекулятивной агитке. Ведь, по сути, все два с половиной часа мы наблюдаем сплошной символизм, не смотря на то, что многие уже поспешили объявить повествование скучной, затянутой и сухой хроникой событий, канувших в лета. Что не только не соответствует действительности, но как бы показывает, насколько непросто было развернуть в подобных условиях реальную драму. Где главным действующем лицом является будто альтер-эго режиссера, тоже сильная, одержимая своей идеей женщина, словно Роберт Грейсмит из Финчеровского «Зодиака», посвятившая десять лет своей жизни идеалам, в которые она верила. Расследованию, в успех которого никто не верил. Но верит ли она в них на финальных кадрах, когда трупы уже упакованы в мешки, а миссия выполнена? О чем она думает, когда горькие слезы скатываются по ее щекам? Не о том ли, что вскоре все вернется на круги своя? А быть может, это были просто слезы облегчения? Образ, кстати говоря, безумно сложный, и то, как его раскрыла Джессика Честейн, заслуживает уже сорванных ею оваций – да и позолоченная статуэтка видится теперь вполне возможной перспективой.

Но, возвращаясь к тому аспекту сценария, затронутому выше, хочется подчеркнуть, насколько тонкую работу проделал Марк Боал, выстраивая восхитительно провокационный сценарий, при этом сохраняя индивидуальность всего проекта. Прописывая сцены, когда аудитория видит, какими методами ЦРУ обеспечивала безопасность Америки, и делая все, чтобы Бигелоу потом могла из ниоткуда нагнать чудовищное напряжение, эффектно подводя зрителя к впечатляющей на всех уровнях развязке, когда рейд на дом-крепость, где укрывался Усама, отпечатывается в памяти хорошо и надолго, в основном благодаря все той же документальной манере съемки. И, конечно, никак нельзя не похвалить потрясающую режиссуру, когда у чуть потерявшей бдительность публики то и дело резко выдергивают ковер из под ног. Будь то будничный разговор, прерываемый оглушительным взрывом, или вспыхнувшая на ровном месте перестрелка, во время которой неминуемо вцепляешься в подлокотники кресла, на котором сидишь.

Так необходимая в этом случае психологическая глубина достигается при помощи тончайших нюансов. Необычный метод наполнять действие мистицизмом кажется единственно верным решением, дабы подчеркнуть безнадежно-депрессивную атмосферу. При желании можно даже увидеть явную перекличку с «Апокалипсисом сегодня», только там было куда более явное сошествие в ад, у Кэтрин – сплошь намеки, маскирующиеся под совпадения, как в том эпизоде, когда черная кошка перебегает путь машине с двумя боевиками внутри. Лучше и вовсе не абстрагироваться от того, что перед нами изложены реальные факты, а на время представить себе, что живешь в утопии, где нет и никогда не было никакого Бен Ладена. Тогда становится очевидно, что финал олицетворяет собой всю тщетность на первый взгляд, благоприятного исхода. Наблюдение не из разряда «не так страшен черт, как его малюют» (а тут мы почти совсем не видим его лица, как в каком-нибудь «Ребенке Розмари» Романа Поланского), а скорее, о том, что терроризм в наше время, как и мафия – бессмертен.

Александр Гофман
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 100 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio