УНИВЕРСИТЕТ МОНСТРОВ (MONSTERS UNIVERSITY)
2013, США, 107 МИН.
Жанр: мультфильм, комедия, семейный
Режиссер: Дэн Скэнлон
Роли озвучивали: Джон Гудман, Билли Кристал, Стив Бушеми, Хелен Миррен, Питер Сон, Джоэль Мюррей
МНЕНИЕ "ЗА"
В мире монстров, где электроэнергия появляется из детских ночных криков, маленький одноглазый зеленый колобок Майк (в американской озвучке — Билли Кристалл) искренне мечтает стать настоящим пугальщиком: для этого он прекрасно сдает вступительные экзамены и его принимают в Университет монстров, в котором он знакомится со здоровяком Салли (Гудмэн), сыном прославленного «бабайки». У первого есть ум, смекалка, но нет врожденных навыков пугача, второй страшен, но безответственен и попросту глуп. Чтобы стать настоящей командой им придется преодолеть начальную вражду и стать настоящими друзьями.
Приквел «Корпорации монстров» — это самая настоящая колледж-комедия со всеми вытекающими: публичные унижения ботаников, студенческие братства с изощренными процессами инициации, спортсмены в толстовках и парочка лузеров, которые еще обязательно покажут зазнавшейся золотой молодежи где раки зимуют. Стандартный, засахаренный сюжет в лучших традициях ушастой корпорации кудесники Pixar превращают в яркий карнавал из аллюзий, пародий и подколок в адрес корифеев жанра, разгоняясь под конец до неприличных скоростей: если в начале это «Мачо и ботан» для детсадовцев, то уже во второй половине — пародия над молодежными слэшерами (в кадре присутствуют и дьявольские чирлидерши, монстры с фамилиями «Крюгер» и даже саспенс-сцена в духе психологических ужасов от Гильермо Дель Торо).
Как и оригинал, пиксаровский «перевертыш» на тему детских страхов и неведомых чудищ под кроватью, — маленькая трагедия зеленого головастика, которого всегда недооценивали и считали годным разве что почту сортировать, а он упорством и трудом доказал, что чего-то стоит. Классическое motivation-movie c такой привычной нам моралью про «американ дрим», достижение своей цели несмотря на социальный статус, образование и прочее бла-бла-бла, получилось у пиксаровцев таким искренним, что просто хочется засесть за учебники в следующем семестре, а даже если отчислят, ну что ж, как говорится, дорогу осилит идущий. Ну и в заключении, маленькая житейская мудрость от создателей мультфильма: когда в следующий раз вас что-то (или кто-то) напугает, задумайтесь, сколько киловатт вы подарили беззащитным жителям Монстрополиса.
Евгений Северин
МНЕНИЕ "ПРОТИВ"
Ни для кого не секрет, что вышедшая двенадцать лет назад «Корпорация монстров» задрала тогда и без того высокую планку высокотехнологичных мультфильмов еще чуть выше, не в плане сюжета – там как раз было все прозаично, – но касательно живой, притягивающей к себе взгляд и по сей день картинке, в совокупности с динамизмом, присущему избранным диснеевским хитам. Так что решение студии выделить деньги на приквел так полюбившейся зрителям истории видится логичным решением, по крайней мере, если рассматривать подобную инициативу как идеальный бизнес-план. Так что коротышку Майку и громилу Салливана отправили прямиком в прошлое, обставив зарождение великой дружбы в антураже некого университета монстров, стать выпускником которого суждено далеко не каждому.
Сразу стоит оговориться, что мультфильмы студии Pixar в последние годы как-то резко перестали являть собой пример для подражания другим: на смену «ВАЛЛ*И» и «Вверх!» пришли вторые «Тачки» и иже с ними, вот и приквел, по началу захватывающий детальной проработкой некого параллельного измерения, где живут лишь одни монстры, довольно быстро сдувается и оборачивается своего рода громким пшиком. Первопричина провала кроется в том, что как бы ни трудились авторы создать интригу на пустом месте, историю сильно сковывает тот простой факт, что у главных героев все получится: да, путь к победе, как и в любой спортивной драме (вплоть до легковесного «Короля воздуха») тернист, но вполне преодолим, так что исключат их, или оставят, победят они или проиграют, смухлюют или сыграют честно – все сплошь условности. Майк по сюжету, разумеется, зубрила с безнадежной практически для всех мечтой стать пугателем в Монстрополисе. Джеймс – раздолбай, одаренный природой устрашающим видом, везде, где надо и не надо упоминающий фамилию своего знаменитого родителя. Представить только, как весело смотрелась бы эта компания, поменяй этих двоих местами: и было бы к чему стремится, и предугадать следующий сценарный ход было бы не так легко.
Механичность продолжения впрочем, одним этим жирным минусом не ограничивается, наверное, поэтому в зале норовили выпрыгнуть из кресла дети и засыпали их родители. Компоненты, органично смотрящиеся по отдельности, в формате какого-нибудь двадцатиминутного мультсериала, крутящегося по ТВ где-то между поздним утром и полуднем, в полуторачасовом хронометраже никак не уживаются друг с другом. То есть обязательно фатальная ошибка в начале эстафеты обернется последним шансом, суровый декан с вероятностью в 100% смягчится к парочке неудачников до состояния расплавившейся сосульки, а сбившиеся в команду протагонисты бесхитростны даже по меркам «Телепузиков».
И ни превосходно детализированная анимация, ни эффектная развязка в мире людей, ни даже неуклюжее цитирование культовых молодежных комедий тридцатилетней давности положение не спасают. Концепт при подобных жанровых конструкция съел сам себя, а страшнее всего на самом деле даже не идиотская мораль в духе «мы не ищем легких путей», а то, что до титров можно и не дожить – у вывиха челюстей порой бывают весьма печальные последствия.
Александр Гофман