Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Профессия: Ангел
Автор: Константин БольшаковДата: 31.10.2013 21:02
Разместил: Юлия Талалаева
Комментарии: (0)
Есть много профессий хороших и разных. Одни из них требуют природного дара, другим можно научиться. Однако есть и такие профессии, которые предписаны тебе свыше.


Уж поверьте, у тех, кто сидит там, наверху, весьма специфические планы относительно вас, а чувство юмора совсем запредельное и непонятное. И совсем не обязательно как-то выделяться при рождении. Вы можете расти как все нормальные дети, поступить в институт, устроиться на работу, торчать по несколько часов в день в пробках, нарушать все мыслимые нормы человеческой морали, а потом, проснувшись поутру обнаружить за спиной растущие крылья. Что ж, поздравляем, Вы стали ангелом. Что делать дальше? Сегодня журнал «25-й кадр» расскажет о том, как должен вести себя настоящий ангел, для того, чтобы о нем сняли как минимум одно приличное кино (увы, плохих фильмов об ангелах хватает более чем). А если повезет, то еще и с продолжением.

АНГЕЛОЛОГИЯ

Для начала немножечко матчасти. И здесь мы вынуждены сознаться, что описанный выше способ превращения в ангела не совсем типичен для священных книг. То есть совсем не типичен для легенд об этих светлых небесных созданиях, и является, скорее, злой шуткой сценариста, нежели божественным даром. На самом деле все ангелы созданы Богом, небольшие разногласия возникают лишь на почве того, что же считать материалом для их создания. Одни религии утверждают: «Ангелы сотворены словом Божьим до сотворения материального мира», другие заверяют, что они созданы из стихии света. Главной же задачей ангелов стало восхвалять дела Господни и нести о них весть по всему миру. На это указывает дословное значение слова «ангел», что в переводе с греческого означает «вестник», «посланец». И все было бы здорово, все были бы счастливы, пребывая в атмосфере любви и гармонии.

Но ничто не длится вечно даже в заоблачном мире, особенно такая хрупкая субстанция как счастье. На небесах началась гражданская война, в которой брат пошел против брата, а создание против творца. Один из ангелов, соблазнившись величием и могуществом Бога, решил поставить себя в один ряд с Ним. Разумеется, Творцу это пришлось не по вкусу. Однако обольститель был настолько убедителен в речах, что смог переманить на свою сторону треть ангельского войска. Чтобы избежать колоссального кровопролития, было принято решение о поединке сильнейших бойцов. Представителем божественного войска стал архангел Михаил, от впавших в ересь вышел сам предводитель – Сатана. В результате долгой битвы Сатана пал, а его сторонники были низвергнуты в огненную бездну, где они и обитают поныне, периодически творя пакости разной степени тяжести.

ЗАПИСЬ В ТРУДОВОЙ КНИЖКЕ

Если ориентироваться на святые писания разных религий, то можно с уверенностью сказать, что небесная канцелярия трудовых книжек не выдает. Это легко объяснить: слишком разнопланова деятельность пернатых созданий. Созданные служить Богу, их функции коренным образом разнятся в зависимости от иерархического положения, а также трактовок самого образа. Учитывая, что их значительно больше, нежели представителей рода человеческого (каждый человек имеет своего ангела-хранителя, а ведь есть еще ангелы-писари, ангелы-воины, богоносные престолы и далее по списку), можно себе представить какой объем работы был бы у божественного отдела кадров. При этом творцы киноискусства проявляют завидное постоянство в трактовке ангельской деятельности, вычленяя из общего списка работ пять-шесть функций. Поэтому все киношные специализации крылатых элегантно укладываются в классификационную схему.

Как известно, наш мир огромен, а монотеизм учит нас, что Бог один, и потому следить за всеми своими созданиями просто не успевает. Чтобы следить за делами людскими, были созданы ангелы-писари, упоминание о которых можно найти в Коране. Эти ангелы стоят за спиной человека и записывают его дела, слова и мысли для того, чтобы представить эти данные на Судном дне. Безусловно, самую яркую трактовку этого образа (разумеется, слегка модернизировав его) представил Вим Вендерс в своей черно-белой ленте «Небо над Берлином». В этом фильме ангелы скорее выполняют функцию исследователей, нежели соглядатаев. Они наблюдают за людьми, за их мыслями и чувствами, тем самым, пытаясь познать тайны человеческого бытия. Заметки в блокнотах Дамиэля и Кассиэля, двух главных персонажей картины, это своеобразные ключи к пониманию красоты нашего безумного мира человеческих проблем и желаний. А потому вполне логично, что сначала один, а затем и второй (в продолжение «Так далеко, так близко!»), отказываются от своего божественного бессмертия, ради простых повседневных радостей: глотка горячего кофе, дуновения ветра, прикосновения любимой девушки. Тех радостей, к которым мы уже так привыкли, и воспринимаем их как нечто должное.

Поскольку человек создан слабым (зато наделенным свободой выбора) и, как показал эксперимент с древом познания, легко поддающимся соблазну, к нему были приставлены ангелы-хранители. Основная задача этих ангелов неотступно следовать за человеком, оберегая его как от соблазнов, так и от всяческих невзгод, неважно мирских или духовных. Одним из первых ярких образов на экране был, безусловно, Кларенс - Ангел Второго Класса в исполнении Генри Треверса («Эта замечательная жизнь»). Награда за проделанную работу не так уж велика по земным меркам – всего два крыла. Вот только в результате будет спасена человеческая жизнь, и мир приобретет совсем иные краски. С тех далеких пор контингент защитников человеческих душ в кинематографе был представлен толпой настолько разношерстной, что вряд ли вы встретите два экспоната, похожих друг на друга. Здесь и сексапильная датчанка Ри Расмуссен («Ангел-А»), и разгуливающий в семейных трусах Джон Траволта («Майкл»), и хрупкая, но решительная Виктория Абриль («Нет вестей от Бога»), и благочестивый до счастливого идиотизма Жерар Депардье («Между ангелом и бесом»). Соответственно и подходы к своей работе у этих персонажей существенно разнятся. Кто читает нескончаемые морали, кто пытается достать денежные суммы не самыми честными путями, а кто вступает в прямую борьбу с демонами с лицом Пенелопы Крус. Впрочем, самым запоминающемся ангелом-хранителем остается Рики из одноименной ленты Франсуа Озона. Розовощекий карапуз, вызывающий шквал умиления, не вытаскивает ни кого из петли, не проповедует о пути истинном, не обещает никому райски кущ. Но те несколько недель, что он проживает на земле, навсегда меняют жизнь небогатой французской пары, заставляя в серьез задуматься об истинных семейных ценностях.

Когда часы человека отсчитают последние минуты его жизни, за ним приходят ангелы смерти. Их основная задача проводить душу умершего в иной мир. Вполне логично, что основным местом скопления этих ангелов являются кладбища и больницы. Причем количество проводников может варьироваться от одного до нескольких сотен. Так в комедии «Клик: с пультом по жизни» всю работу выполняет единственный ангел Морти в исполнении Кристофера Уокена. А в «Городе ангелов» вместе с Николасом Кейджем хирургические палаты посещают с десяток разных представителей крылатого братства. Однако дар под названием Терпение дан не каждому, а потому некоторым ангелом лень сидеть и ждать последнего часа. Такие по праву, данному Богом, сами вершат суд и провозглашают дату смерти. Вокруг этих ангелов Бартлби и Локи разворачивается сюжет комедии Кевина Смита «Догма». Впрочем, эти двое обладали прескверным характером, за что и были изгнаны в свое время из небесных чертогов.

Справедливости ради стоит заметить, что не все ангелы являются узкими специалистами в своей области. Многие из божественных жителей экрана выполняют несколько функций, совмещая в себе черты многостаночника. Так уже упомянутый Морти предлагает герою Адама Сэндлера волшебный пульт, с помощью которого можно управлять жизнью. Другое дело, что герой распорядился этим подарком судьбы не совсем подобающим образом. Но даже в этом случае Морти оставил ему право на второй шанс. Согласитесь, это уже действия достойные ангела-хранителя. А герой Николаса Кейджа («Город ангелов»), кроме своих прямых обязанностей, ведет личный дневник, в котором отмечает поступки людей. Это черта роднит его с вендеровским Дамиэлем. А потому неудивительно, что Кейдж повторяет судьбу отрекшегося от бессмертия ангела.

Не смотря на то, что основное назначение ангелов нести волю Божью, эта функция в кинематографе практически не представлена. Так получилось, что ангелы-вестники не такие уж частые гости в кинолентах. Очевидно, это связано с тем, что ангелы обычно весьма весомые фигуры в повествовании. А потому низводить их роль до простых небесных почтальонов было бы неразумной роскошью для сценаристов. Однако попытки ввести таких персонажей в фильмы все-таки были. Причем некоторые из них были весьма успешными. Достаточно вспомнить Метатрона из «Догмы», роль которого исполнил Алан Рикман. Его Метатрон – это скучающий, слегка помятый, закодированный Богом алкоголик с крыльями, несущий божий глас людям. «Ни одно живое существо не может вынести силу божественного голоса», – заявляет он. «Каждый, кто говорил, что общался с Богом, беседовал именно со мной».

Вообще-то ангелы изначально были созданы для мирных целей, однако каждый из них поднялся на войну, развязанную Сатаной. В память об этом многие из них сохранили сияющие доспехи. Хотя настоящих ангелов-воинов в кинематографе не так уж много. Вернее не так уж много произведений, о которых стоило бы вспоминать. Действительно, какую интригу может хранить крылатое существо со склонностью к немотивированному насилию? И чем принципиально оно отличается от бескрылых существ с этой склонностью? Потому и выходят из под руки режиссеров то пять невменяемых серий с интригующем оригинальным названием «Пророчество» (интересных разве что первой серией, где играют Кристофер Уокен и Вигго Мортенсен, покинувшие этот балаган при первой возможности), то «обласканный» одним известным журналом «Легион» (оцененный в заслуженные 2,5 балла).

Особняком в общем стройном списке ангельских специализаций стоят фальшивые ангелы. В своем большинстве это вчерашние люди, в которых (чаще всего парадоксально) проснулась небесная сущность. Происходит это по-разному. В одном случае в человеческом теле активируется некий ген икс, отвечающий за мутации организма, в результате чего за спиной начинают расти белоснежные крылья. Наглядный пример этому - Уоррен Уортингтон III, участник комиксовой команды «Люди Икс» и ее экранного воплощения в виде анимационных сериалов и фильма «Люди Икс: Последняя битва». В другом случае крылья являются своеобразной усмешкой судьбы, данные в наказание за не совсем праведный образ жизни. Такие отростки однажды утром и обнаружил Ангел («Идиоты и Ангелы»), разглядывая себя в зеркале. Естественно, это вызвало дружный гогот завсегдатаев местного бара. А вот бродяга из пластилинового фильма «$ 9,99» мечтал попасть на небо, однако вместо этого пополнил ряды представителей ангельского сословия на земле. Получив крылья против своей воли, эти персонажи всеми силами старались от них избавиться (кто искал лекарство, кто радикально срезал ножницами). И хотя большинство героев поначалу стараются извлечь выгоду из сложившейся ситуации, навязывая свое общество добродушным пенсионерам или демонстрируя филейные части пролетающим мимо самолетам, со временем приходит осознание, что полученный дар – это уникальный шанс загладить ошибки, совершенные ранее. И пусть в данном контексте крылья всего лишь бутафорский атрибут, повод задуматься над своей жизнью. Однако именно они помогают персонажу если и не стать святым, то хотя бы стремиться к этому. Впрочем, ничто не мешает даже таким ангелам помогать своим друзьям. Именно так и поступил Пит Сэндич, вчерашний летчик и сегодняшний призрак. Об этом повествует картина Стивена Спилберга «Всегда».

УЗНАТЬ В ТОЛПЕ

В писаниях принято изображать ангелов в виде безбородых юношей с известной долей женственности с количеством крыльев от двух до шести. В мировом кинематографе облику и привычкам ангелов уделяется гораздо больше внимания. Создается стойкое впечатление, что если сценаристы и не пытаются в очередной картине переосмыслить канонический образ, то к его экранному воплощению подходят весьма креативно. В результате картина, рисующая общий портрет крылатого сословия, получается достаточно пестрой. Хотите воинов в сияющих доспехах и с белоснежными крыльями? Нет проблем. Обворожительная красотка, становящаяся объектом вожделения каждого попавшего в поле зрения мужчины? Пожалуйста. Потертого вида мужичок с неизменной папироской в зубах и бутылкой спиртного за пазухой? Вам сколько завернуть? Однако, общие черты в повадках и облике отследить все-таки можно.

Ангелы изначально бесполы. Это единственный из библейских постулатов, который, кажется, остался незыблемым в комедии «Догма». Причем подтверждается это самым прямым образом, оголением соответствующих частей тела. Однако, ответ на вопрос, почему все ангелы в картине имеют мужское начало, сюжет тактично умалчивает. (Конечно, некоторые намеки в ленте все же присутствуют, достаточно вспомнить, что Бог, по мнению Кевина Смита, – женщина). В целом же, можно уверенно заявить, что воинствующий феминизм вторгся и в небесные чертоги. Ведь количество появлений на экране ангелов-женщин ничуть не уступает мужским воплощениям. Причем коэффициент опасности женских особей порой побивает все мыслимые пределы. И если ангелы-мужчины, в основном, прямолинейны и предсказуемы, то женской изобретательности можно позавидовать. Поверьте, самое неразумное, что вы можете сделать, это повернуться к ним спиной. Игра на контрасте, сочетание природной хрупкости и божественной силы создает весьма взрывоопасную смесь. Неудивительно, что именно в руках женщин-ангелов находятся судьбы мужчин, а иногда и целого мира.

Довольно часто сценаристы наделяют своих ангелов вредными привычками. Вряд ли это связано с завуалированной рекламой табачных и алкогольных изделий. Здесь, скорее, проявляется желание авторов очеловечить божественный образ. Ангел, лишенный пороков, не вызвал бы сочувствия, а значит и интереса у зрителя. В результате этих нехитрых логических умозаключений каждый второй ангел изображен с сигаретой, а каждый первый имеет алкогольные пристрастия. Что поделать, вечное существование не означает вечный покой, а посему повышенной нервной нагрузки не избежать. С другой стороны употребление никотина не может пагубно сказаться на здоровье ангела, он просто физически не может умереть от рака легких. Хотя при определенных подходах к сюжету процесс курения можно рассматривать как запланированное самоубийство. В таком ракурсе вечное существование сменяется вечным умиранием, добавляя повествованию драматических нот. Другое дело – алкоголь. Его негативное воздействие на сознание ангела может привести к печальным последствиям в реальности. В лучшем случае он будет скакать как тореадор по бару с возгласом «Да начнется битва!», как это делал Майкл в одноименной ленте Норы Эфрон. В худшем – возможен и более масштабный дебош. Неудивительно, что Бог, по мнению Кевина Смита, решил подстраховаться от подобных инцидентов и закодировал своих слуг. В результате все ангелы «Догмы», не имея возможности принимать спиртное, просто полощут им горло.

Не смотря на то, что со времен небесных войн прошло весомое количество времени, большинство ангелов сохранили свои доспехи – пережиток тех трагических дней. Именно сияющие доспехи (обычно это металлические нагрудники) указывают на принадлежность ангела к крылатому воинству. Причем иногда они выполняют не только защитные функции. Так доспех Дамиэля послужил предметом первой сделки ангела на земле. Конечно, не зная реальной его стоимости, хозяин лат получил весьма незначительную сумму. Однако на чашку горячего кофе этого вполне хватило, а что еще нужно ангелу в первое утро человеческой жизни.

Крылья, кажется, один из обязательных атрибутов ангельского существа. Они подчеркивают его небесное происхождение, наделяя его легкостью, символизируют чистоту и непорочность. Однако, далеко не все ангелы в кино имеют крылья. Не считая тех случаев, когда их приходится прятать от посторонних глаз, некоторые ангельские воплощения существуют вообще без них. Например, Лола («Нет вестей от Бога») с легкостью обходится без этих отростков за спиной. Да и «Город ангелов» населяют исключительно бескрылые создания. Более того, как было сказано чуть выше, далеко не все создания, наделенные белоснежными крыльями, несут в себе частичку божественного света. При этом потеря крыльев для ангела очень существенна и практически фатальна. С потерей крыльев ангел обретает смертность. Так умирает Майкл, потеряв последнее перо, бескрылый Локи напивается до невменяемого состояния, а лишенная крыльев Габриэль («Константин: Повелитель тьмы»), в припадке отчаяния топится в бассейне. Хотя порой попадаются индивиды, сознательно отсекающие себе крылья. Именно так поступает архангел Михаил в момент прибытия на грешную землю («Легион»).

В ПРИЗМЕ ЖАНРА

Фигура ангела в разрезе мировой культуры рассматривается обычно как нечто трагичное. Действительно, эти существа в отличие от человека лишены свободы выбора (что само по себе вещь довольно неприятная), но это вовсе не означает, что они не терзаются душевными сомнениями. Обуреваемые чувствами, порой они идут на коренную ломку собственного сознания, которая вряд ли может проходить безболезненно. Добавьте к этому определенную долю несправедливости, ведь для Бога они всего лишь слуги, в то время как человек воспринимается Им не иначе как собственное дитя, которому многое можно простить. Ну и, конечно же, бессмертие, которое только на первый взгляд кажется пределом мечтаний. На самом деле это бесконечный калейдоскоп событий, в которых ты принимаешь весьма опосредованное участие. Он имеет начало, но конца, кажется, не видно.

Какая же роль отведена ангелам в кинематографе? Несмотря на весь драматизм их существования, ангелы все чаще становятся героями пустых боевиков. В действительности, использование ангелов в виде своеобразного аттракциона, дешевой развлекушки, не оставляющей в душе ничего, кроме смутного образа, ход достаточно распространенный. Вложите в их руки огненные мечи, обрядите в доспехи, добавьте всеобязательный намек на грядущий конец света, приплюсуйте одну необходимую для спасения душу, и вот перед вами типичный экшн с небесным масштабом. В таких фильмах ангелов держат исключительно для галочки. С тем же успехом сюда можно было бы вплести инопланетных захватчиков, гигантских роботов или природный катаклизм. С той лишь разницей, что ангелы обойдутся производителю значительно дешевле, ведь их единственный атрибут узнаваемости – крылья, да и те можно обрезать со временем, чтоб не перекрывали полкадра.

С комедиями дела обстоят не в пример лучше. Оставим сомнительные погремушки вроде «Клик: с пультом по жизни» или «Ники – дьявол младший» на откуп любителям Адама Сэндлера (хотя «Клик» довольно пристойное кино для своего уровня), здесь ангельская тематика не более чем новогодний маскарад, необязательный, но безмерно веселящий. Совсем другой путь выбрал Кевин Смит, не смотря на весь религиозный винегрет, что он вываливает на зрителя. Да, здесь присутствуют шуточки типа «дружище Иисус», но если присмотреться к двум главным антагонистам (тем, кто движет непосредственно сюжет, а не тем, кто плетет интрижки за кулисами), то можно с точностью сказать, что их образы преисполнены драматизма. И все их желание – вернуться домой, такое простое и по-человечески понятное, что невольно начинаешь сочувствовать именно им, а не обкуренным спасителям человечества. Естественно, до определенного уровня, пока не наступает полное безумие, которое страшно само по себе, а с поправкой на небесную силу и подавно.

Европейские комедии – вообще разговор особый. Чаще всего это мелодрамы, вызывающие местами легкую, порой с привкусом печали, улыбку. Именно к таким комедиям относится «Нет вестей от Бога». Здесь в принципе нет стандартной атрибутики ангельского бытия, а Рай и Ад представлены Европой и Мексикой соответственно. При этом сама лента несет в себе такой подтекст, а игра главных героинь настолько выразительна, что еще долго после финальных титров не можешь прейти в себя, прокручивая каждый эпизод в голове. А вот бессоновской ленте «Ангел-А» жанр только вредит. Увы, вся комедийность ситуации заключается исключительно в способе изъятия денег у населения. Безусловно, если бы автор проекта отказался от надуманного рассусоливания, кино могло получиться на порядок выше и философичнее. Фигура ангела, приносящего в жертву свое тело для спасения человеческой души (ради такой концепции стоило бы слегка исказить библейские факты), более поэтична и глубока, нежели «мадмуазель с крыльями, проповедующая в качестве решения всех вопросов примитивный удар в морду». Кстати, стоит отдать должное, американцы тоже отличились на поприще комедийных мелодрам. Наглядный тому пример «Майкл», рисующий нам эпизод возвращения архангела Михаила на землю.

Ну и, разумеется, драма. Этот жанр как никакой другой подходит для полного раскрытия потенциала заложенного в ангельской фигуре. Здесь крылатые создания могут предстать во всей их трагической красе. Потому-то «Небо над Берлином» и считается одним из лучших фильмов об ангелах. Персонажи именно этой ленты, пребывающие в состоянии бесконечной рефлексии, являют всю гамму чувств, которую, кажется, должен испытывать бессмертный персонаж, лишенный способности ощущать окружающий мир. Планка, заданная этим фильмам, оказалась настолько высока, что американское переосмысление под заголовком «Город Ангелов», не смогло бы просто по определению повторить успех оригинала. Хотя, даже потеряв изрядную долю интеллектуальности, слезовыжималка все равно получилась смотрибельной, а Николас Кейдж и Мэг Райан неплохо справились со своими ролями. Еще один плюс данного жанра – это умение разглядеть подвиг в простой повседневной жизни. Обычно именно драма дает нам возможность понять, что каждый человек способен на подвиг, морально возносящий его до небес, туда, где границы между человеческим и ангельским становятся условными. Собственно, такой подвиг и помогает сохранить человеческое лицо плимптоновскому Ангелу.

***

«Ангелы нас будут любить, аэропланы – уже никогда», – совсем недавно пропела группа «Ундервуд». И, кажется, последнюю точку над i в ангельской классификации ставить пока рано. Слишком уж необъятен небесный чертог, слишком уж богато воображение сценаристов. А потому мы в праве ждать пополнения в списке фильмов, где так или иначе будут задействованы ангелы. Ведь этот образ пронизан лирикой такой силы, хранит в себе такой потенциал, что этого заряда хватит еще не на один десяток лент. И кто знает, может быть, среди них появится новый Вендерс. Появится, чтобы сказать о том, как прекрасен наш мир, как чудесны простые земные радости. Чувства, ради которых любой ангел, не задумываясь, сможет отказаться от такого ненужного бессмертия. Чувства, в которых божественного значительно больше, нежели в паре белоснежных крыльев за спиной. Чувства, которые делают человека самым уникальным, неповторимым, особенным из всех божественных созданий.

И ЗАВТРА ПРИЛЕТЯТ К ТЕБЕ САМЫЕ ЛУЧШИЕ АНГЕЛЫ

Как вы сами могли уже убедиться, фильмов про ангелов достаточно много. А потому какие-то персонажи этих лент ярче, оригинальнее, а какие-то получились менее выразительными. Чтобы хоть немного выделить самых оригинальных небожителей, мы составили небольшой импровизированный топ. Если вы знаете эти имена, то это всего лишь хороший повод их вспомнить, а если нет, то неплохо бы занести их в список «для просмотра».

Самый земной. Самым земным, на наш взгляд, получился один из бывших ангелов. Тот, который сам отказался от бессмертия; тот, глядя на которого, начинаешь искренне верить, что все это бессмертное существование ничто по сравнению с маленькими ежедневными человеческими радостями. Это Питер Фальк. Да, да в «Небе над Берлином» он играет самого себя – известного актера, приехавшего в германские земли на съемки очередного эпизода «Коломбо». И дело не в том, что известие о смерти актера застало нас в момент написания данной статьи. Нет, он честно заслужил это звание. Глядя на Фалька, начинаешь ему искренне верить. Верить в то, что когда-то он был ангелом, верить в то, что настоящая жизнь возможна лишь в чувствах. И пусть эта жизнь содержит множество недостатков, она того стоит.



Самый женственный. Женщины-ангелы представлены в кинематографе достаточно широко: от боевой, расправляющейся с мужчинами при помощи крышки унитаза, Ри Расмуссен, до корчащей из себя гламурную дамочку Риз Уизерспун. Правда, как обычно, расположилась где-то посередине. В этой категории награда достается певичке из черно-белого европейского варьете и по совместительству мнимой жене боксера – Виктории Абриль. «Приличная дама – это огромная редкость. Быть приличной – это шик», – заявляет она в этой ленте. Однако это не мешает ей в решающий момент взяться за пушку. Вам этого мало? Тогда прибавьте тот факт, что ей удалось соблазнить соперника по работе – демона в обличии Пенелопы Крус.



Самый мультяшный. К немой ленте Билла Плимптона «Идиоты и Ангелы» можно относиться по-разному. Можно обвинять ее в чрезмерной гротескности, граничащей с абсурдом. Можно говорить о неоправданном увеличении экранного времени, ведь сюжет анимационного фильма вполне мог раскрыться в пятнадцатиминутной короткометражке. Можно сетовать на условность персонажей. Можно, но… Атмосфера «Идиотов и Ангелов» пропитана бесподобной музыкой. Великолепный карандашный рисунок выстраивает мир, в своей условности органично вписывающийся в лекала нашей повседневной действительности. Абсурдность перерастает в метафору о неизбежной победе Добра над Злом. Потому-то мы и отдаем медальку главному персонажу этого мультфильма. Вглядитесь в эти глаза. Еще пару минут назад они напоминали взгляд боевого бульдога, способного в считанные секунды перегрызть горло любому, кто встанет на его пути. Однако даже в этих глазах порой мелькает что-то растерянно-детское, давая понять, что ничего человеческое им не чуждо.

Самый смертоносный. Казалось бы, чего проще – взять за отправную точку год изображенный в фильме, прикинуть сколько людей могло за это время отправиться в мир иной, поделить на количество действующих ангелов смерти, и вот, пожалуйста – перед вами самый смертоносный ангел. Однако, эти парни всего лишь выполняют свою работу. Устроившие грандиозную бойню в финале «Догмы» Деймон и Аффлек? Уже ближе, но тот хаос, что должен был начаться после их действий, они предвидеть явно не могли. А вот Габриель, в исполнении Тильды Суинтон («Константин: Повелитель тьмы»), явно представляла последствия своих трудов. Планы у «стервы в брючном костюме» были более чем грандиозные. Еще бы, вытащить демона из преисподней и устроить на земле второй ад – вот что значит мыслить масштабно. И главное, до желаемого результата ей оставалось не так уж много.



НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ АНГЕЛОВ

В исламе ангелом смерти назван Азраил. Однако в комедии Кевина Смита «Догма» Азраила причисляют к музам. В наказание за свою трусость во время небесных войн он был сослан в преисподнюю, где стал «долбаным демоном». Стоит отметить, что «Догма» по части имен представляет собой ядреную религиозную солянку. Например, Азраил упоминается в исламе, Метатрон в Каббале, а Локи – вообще имя скандинавского бога (естественно, если не обращать внимания на то, что практически все религиозные постулаты здесь вывернуты наизнанку).

Все падшие ангелы потеряли небесные очертания, приобретя облик чудовищ. Однако Барталби и Локи в «Догме» имеют человеческие лица и белоснежные крылья. Это указывает на то, что с небес они были изгнаны значительно позднее, и их изгнание никак не связано с предательством и падением Сатаны.

Вим Ведерс посвятил свою ленту «Небо над Берлином» трем ангелам мирового кинематографа Андрею Тарковскому, Ясудзиро Одзу и Франсуа Трюффо.

То, что ангел в анимационном фильме «$9,99» ненастоящий, можно определить уже из начального эпизода. В нем бродяга пускает себе пулю в лоб. Во всех мировых религиях самоубийство является страшным грехом, а потому он никак не мог быть настоящим ангелом. Часть сюжетной линии, связанной с этим персонажем, является экранизацией рассказа Эдгара Керета «Дырка в стене». Сам Керет выступил одним из сценаристов этой ленты.

Не смотря на все заверения фанатов, голливудский фильм «Город ангелов» является все-таки ремейком «Неба над Берлином». Судите сами, основная любовная линия между ангелом и земной девушкой сохранена, эпизод со встречей «бывшего коллеги» тоже. Разная философская нагрузка и совсем другой финал? Так авторы ремейка оставляют за собой право личного видения первоисточника.

Сюжет «Идиотов и Ангелов» Билла Плимптона родился из шутки, оброненной аниматором на одной из пресс-конференций. «Что было бы, если бы по настоящему скверному человеку достались крылья? Что бы он делал?». Так и появился ангел поневоле.

Название фильма Люка Бессона «Angel-A» обыгрывает женское имя «Анджела». Увы, в русском варианте игра слов теряется, вырождаясь в «Ангел-А».

Картина «Всегда» стала последней работой в кино Одри Хепберн.

Константин Большаков
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 24 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2019. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Наверх

Работает на Seditio