METALLICA: СКВОЗЬ НЕВОЗМОЖНОЕ(METALLICA THROUGH THE NEVER)
2013, США, 93 мин.
Жанр: мюзикл, музыка, приключения
Режиссер: Нимрод Антал
В ролях: Дэйн ДеХаан, Джеймс Хетфилд, Ларс Ульрих, Кирк Хеммет
Мегаполис, вечер, концерт Металлики, все билеты распроданы. Технический подмастерье Трип (Дейн ДеХаан) вместе с многотысячной толпой внимает призыву Джеймса Хетфилда (Джеймс Хетфилд) – Diе! By my hand! – скаля в экстазе зубы и потрясая кулаком. В этот момент менеджер рангом постарше кладет ему руку на плечо, низвергая с инфернальных высот и поручая очередное задание: отыскать застрявший на полдороге автофургон группы. Недолго думая – в конце концов, за это ему платят деньги – Трип садится в машину, и, постучав наудачу по талисману, отправляется в путь.
Сценарий фильма «Металлика: Сквозь невозможное» занимает 15 страниц и написан режиссером Нимродом Анталом в соавторстве с участниками группы. Он распадается на две неравные линии: первая показывает концерт и составляет основную часть от общего времени, вторая прослеживает трип героя по городу и является своего рода визуальным дополнением. Примитивное и не всегда естественное взаимопроникновение происходит между ними благодаря непрерывно звучащей музыке – начало каждой песни становится точкой отсчета нового эпизода, ее тональность и текст определяют фон и задают приблизительный смысл происходящего на экране.
Нимрод Антал – профессионал, которому удается технически грамотное кино с глубокими полутонами и притягательной атмосферой. Его ночной мегаполис, где царит хаос и бушует революционное безумие, напоминает культовые фильмы Джона Карпентера, правда переизбыток символики в стиле хэви-металл дезавуирует это приятное впечатление. Огонь, кровь, молнии и молоты плохо осмыслены и не укладываются в цельную и последовательную мифологему, а содержимое таинственной сумки, уже сейчас породившее столько нелепых домыслов, похоже так и останется невыясненным и разделит судьбу пресловутого чемоданчика.
Концерт состоит из 16 треков, это основные вехи творчества группы за более чем 30-летнюю историю, исключая альбомы «Load» и «St.Anger». Они исполняются музыкантами на высокотехнологичной сцене, каждый номер сопровождается специально придуманными по этому случаю эффектами; есть там и ставшие классикой пиротехнические взрывы и разрушение статуи Свободы Дорис. Некоторые песни подверглось сокращениям, в иных ускорен ритм, но эти незначительные пертурбации способны вызывать раздражение только в ухе олдскульного фана, поскольку их полностью компенсирует идеально поставленный звук и почти обретший былую мощь вокал Джеймса Хетфилда.
Даже в куцем воображение лучшие композиции Металлики порождают такие яркие фантазии, дают столь много пищи для ума и чувств слушателя, что визуализировать и перенести это на экран в универсальном и доступном для всех виде практически невозможно. Бессменный босс группы, барабанщик и идейный вдохновитель Ларс Ульрих, назвал фильм «Металлика: Сквозь невозможное» амбициозным и дерзким симбиозом двух великих искусств, забыв уточнить при этом какой именно тип отношений он подразумевает. Ибо на деле получился не взаимовыгодный мутуализм к которому они, надо полагать, стремились, а односторонний комменсализм: громадный и самодостаточный исполин музыки и нелепо присосавшийся к нему скромный кинематографический элемент.
Михаил Кажаев