Многие привыкли считать комиксы явлением относительно недавним. Между тем, не считая наскальную живопись, первыми комиксами можно назвать газетные стрипы (однополосные, с законченным сюжетом, обычно юмористические), публиковавшиеся еще в конце XIX века. Первый самостоятельный цветной комикс появился в конце 20-х годов прошлого века. Он назывался «The Funnies» и издавался не на газетной бумаге, как прежде, а отдельной подборкой. Это стало первым шагом к покорению массовой культуры индустрией графических новелл, основы которой закладывались в середине 1930-х годов.
Между тем, кино активно развивалось и становилось все более востребованным для широких масс. Студии снимали фильм за фильмом, сравнительно молодой кинематограф обзаводился привычками и традициями. Сложно представить, чтобы два заметных явления того времени не пересеклись друг с другом. Тем более, что оба искусства (да, вопреки мнению скептиков, комиксы тоже можно отнести к искусству) имели общую черту: в основе повествования лежал визуальный ряд. Но комиксы, в отличие от кино, делались с меньшими затратами сил и в более короткие сроки, поэтому основной темой для большинства из них стала фантастика. Герои комиксов были вовлечены в далекие от реальности события - они переживали небывалые приключения.
В 40-е годы начинающая и еще небольшая студия Universal выпустила полнометражный фильм «Флэш Гордон» - экранизацию похождений героя одноименного фантастического комикса. Несмотря на то, что картину сняли на рекордно малые средства, актерская игра отсутствовала как таковая, а сюжет отличался примитивизмом, это был настоящий прорыв в индустрии комиксов. Кстати говоря, лента заложила основу для фантастики того времени. Создатель «Звёздных войн» Джордж Лукас не скрывает того факта, что заимствовал из «Флэша Гордона» ряд элементов (стоит вспомнить хотя бы знаменитые отдаляющиеся титры).
Несмотря на успех «Флэша Гордона», уровень экранизаций комиксов не слишком повысился. Но он открыл дверь для низкобюджетных кинопохождений таких героев, как Супермен, Бэтмен или Капитан Марвел.
НОВЫЙ ВИТОК
В начале 60-ых индустрия комиксов пережила революцию, вдохновителем которой стала продукция, выпущенная американской компанией Marvel. Герои приобрели недостатки, а действие, несмотря на свою фантастичность, приблизилось к реальности. Именно тогда телевидение дало кинокомиксам еще один шанс. И вот уже территорию анимации успешно осваивают герои Marvel Comics, а новым телехитом становится комедийный сериал о приключениях Бэтмена, мстителя в маске с резиновыми ушами.
Тем не менее, к началу 70-х интерес к телеадаптации комиксов начинает спадать. Боссы кино не спешили вкладывать деньги в экранизацию какого-либо бумажного издания. Ведь ни телефильм про Человека-паука, вышедший в 1977 году, ни картины про Капитана Америку или Доктора Стренджа не имели успеха. Все изменилось в конце 70-х, когда на экраны вышел «Супермен» Ричарда Доннера. Это был первый высокобюджетный фильм категории «А», снятый по мотивам комиксов. В отличие от названных предшественников, в этой ленте принимали участие знаменитые актеры, а также присутствовал относительно связный сюжет. Более того, на этот раз у ленты была высококачественная визуальная сторона (спецэффекты на тот момент просто поражали).
Ричард Доннер не прогадал. Картина имела огромный успех и отхватила три премии «Оскар» в номинациях «Лучший звук», «Лучший монтаж» и «Лучший саунд-трек». Казалось бы, начиналась новая ступень развития кинокомиксов, которым до этого так отчаянно не везло, но сиквелы «Супермена» и ремейк «Флэша Гордона» (с треском провалившийся в прокате) отбросили индустрию назад.
Ситуацию смог изменить режиссер Тим Бертон в 1989 году, когда к 50-летию знаменитого героя комиксов Бэтмена он выпустил одноименный художественный фильм. Как и в случае с «Суперменом» Доннера, здесь были задействованы лучшие актеры Голливуда: Джек Николсон, Майкл Китон, Ким Бей-сингер. Однако, в отличие от Доннера, Бертон делал ставку не столько на визуальную составляющую, сколько на мрачную атмосферу и готический стиль. В итоге «Бэтмен» получил положительные отзывы критиков, попутно став одним из самых кассовых фильмов в истории и взяв «Оскар» за «Лучшие декорации». С этого момента голливудские продюсеры узрели в подобных «ко-миксоидах» огромный потенциал и решили за них крепко взяться.
Бертону отчасти повезло и с тем, в какой период он выпускал свой фильм. Именно в тот момент, после выхода графической новеллы Алана Мура «Хранители» (о ее экранизации мы вспомним чуть позже) комиксы избавилась от ярлыка «картинки для малолетних». Заслуга «Хранителей» в том, что с них началось развенчание образа безгрешного супергероя.
В это же время на экраны выходит еще один кинокомикс, «ДикТрейси», режиссером, сценаристом и исполнителем главной роли в котором был Уоррен Битти. Несмотря на то, что работа над проектом длилась с начала 1980-х, релиз фильма состоялся лишь в 1990 году. Небезынтересно, что, в отличие от большинства комикс-экранизаций, эта лента имела строго комедийную направленность, чуждую характерному для комиксов супергероическому жанру. Несмотря на противоречивые отзывы критиков, фильм, как и «Бэтмен», собрал большую кассу и удостоился премии «Оскар» в номинациях «Лучшие декорации», «Лучший грим» и «Лучшая песня».
МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК
Начало 90-х ознаменовалось стартом «независимых комикс-экранизаций». Знаменитые «Черепашки-ниндзя», окупившиеся в 12-кратном размере (сборы более $200 млн., при бюджете $16 млн.) и получившие культовый статус среди преданных фанатов первоисточника (однако, стоит заметить, что лента не понравилась большинству поклонников одноименного мультсериала) были первыми из них. И это несмотря на то, что в актерском составе не было звездных личностей, а бюджет был сравнительно мал. Однако, именно успех «Черепашек-ниндзя» поднял волну «независимых» экранизаций комиксов, после чего в доселе относительно пассивной категории «Б» выходят такие малоизвестные фильмы, как « Робот-ниндзя», «Киборг-полицейский» и прочая непотреб-щина. Следует отметить, что к категории «Б» относится и первая (так и не выпущенная на экраны) экранизация «Фантастической четверки», снятая при участии признанного «мастера трэша» Роджера Кормана.
Первой высокобюджетной ласточкой с возрастным рейтингом R стал ху-дожественный фильм «Судья Дредд», прошедший без особого успеха и критикуемый поклонниками комикса в первую очередь за отсутствие самоиронии, присущей первоисточнику. Тут стоит отметить, что большинство подобных экранизаций не превышают возрастного рейтинга РG-13, поскольку студии стремятся охватить максимальную аудиторию. Впрочем, везде есть свои bсключения. Примером могут служить такие фильмы, как «Блэйд», «Город грехов» или недавно вышедшие «Хранители», имеющие рейтинг R и рассчитанные на взрослую публику. К слову, именно «Хранителей» стоит отнести к примеру идеальной экранизации комикса, в которой сохранились основы сюжета первоисточника, оригинальные характеры героев, аллегоричность и атмосфера, заботливо перенесенная со страниц печатного издания на большой экран.
Впрочем, можно вспомнить и более чем достойную экранизацию «Железного человека» с Робертом Дауни-мл. в главной роли.
Между адаптацией и первоисточником всегда будут различия. Сложность экранизации комиксов состоит в том, что большинство из них включают несколько сотен номеров, и за время своего издания не раз меняли стиль, жанр и общее направление.
Например, комикс «Бэтмен» успел побывать и криминальным фарсом, и мрачной графической новеллой для взрослых. Что идет ему больше, другой вопрос. Но тот факт, что режиссеру, взявшемуся за его экранизацию, придется решать, в каком из этих двух направлений двигаться, неоспорим. Х/ф «Человек-паук 3: Враг в отражении» - яркий пример того, как режиссер метался между двух огней, бросаясь от откровенного фарса к мелодраме, получив в итоге винегрет. Джон Фавро, работая над экранизацией «Железного человека», старался избегать этой ошибки, направив фильм строго в русло футуристического боевика-триллера, изредка сдабривая его маленькими комедийными сценками.
Чтобы перенести столь обширный материал «Железного человека» достоверно, Фавро брал из комикса все основные элементы и использовал их в качестве основы для своего собственного сюжета. И именно так создают большинство экранизаций Marvel: это комбинация идей первоисточника с видением и идеями режиссера.
Поскольку в основе большинства комиксов лежит фантастический сюжет, нетрудно догадаться, что немаловажную роль в их экранизациях играет визуальная сторона и спецэффекты. С развитием технологии CGI к началу XXI века кинокомиксы стали расти как на дрожжах. Что привело к возникновению новой проблемы: многие режиссеры делали ставку исключительно на зрелищность, напрочь забывая, что у первоисточников была логика в сюжете, развитие персонажей и даже смысловые пласты. Ведь за время своего существования комиксы сильно повзрослели и перестали быть исключительно историями о противостоянии парней в цветастых плащах.
Многим в Голливуде наплевать на это. Во всяком случае, до той поры, пока их фильмы собирают кассу. По этой причине, экранизации комиксов стали превращаться в примитивную демонстрацию спецэффектов. Но возможно, когда производство высококачественных фильмов станет дешевле, кинодельцы будут заботиться не только о прибыли, но и о качестве...
Виталий Арабаджи