Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Нимфоманка: Часть 2 (Nymphomaniac: Vol. II), 2013
Автор: Александр ГофманДата: 20.03.2014 14:42
Разместил: Данил Вейдер
Комментарии: (0)

НИМФОМАНКА: ЧАСТЬ 2 (NYMPHOMANIAC: VOL. II)
2013, США, 123 мин.
Жанр: драма
Режиссер: Ларс фон Триер
В ролях: Шарлотта Генсбург, Стеллан Скарсгард, Джейми Белл



Не будет преувеличением сказать, что рассуждать о второй «Нимфоманке» в отрыве от первой части, будет по меньшей мере странноватым и запутанным занятием. Вроде бы один большой фильм распилен с согласия, но без непосредственного участия режиссера, вроде концептуально это – одно большое высказывание. Тематику, расхожие мифы, развенчанные фон Триером в строгой последовательности, пресловутый месседж извлечь из всего этого довольно просто. Может, даже слишком просто для именитого датчанина, не так давно со слезами на глазах рассказывающим о самом себе, как о лучшем в своей профессии. Самоуверенно? Еще бы. Возможно, даже нагло? Естественно, но как раз за это мы его и любим. По крайней мере, уж скорее за второе, чем за первое.

Сюжетно история развивается в той же последовательности; Джо теряет чувственность, немного погодя вновь обзаводится толпой любовников (но уже за кадром), рожает, Стэйси Мартин трансформируется в Шарлотту Генсбург. Собственно, порно с экрана никуда не пропало, разве что трахаются поменьше, а если и доводят дело до финальной стадии, то без огонька. Единственное, что просится за рамки общего контекста – это действительно смешной и классной придуманный эпизод с двумя чернокожими, плюс минус пару шуток, причем и тому, и другому место в предыдущих двух часах. Не из-за того, что там и написано не в пример более круто, и поставлено элегантнее, и баланс соблюден, и вообще, там Стэйси Мартин. С этим все понятно.

Основная претензия здесь все равно к режиссеру, чье эго как-то незаметно вылезло наружу, укротило авторскую волу и заполнило ближе к финалу все вокруг. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, кто тут играет Триера, а кто – общество. Но если раньше он цитировал Тарковского, то теперь устраивает реквием по собственному творчеству; и если в первом нет ничего предосудительного, во втором случае понты, которые у Ларса никогда не утомляли, переходят все границы. И получается не «светло и поэтично», как следует из официального синопсиса, а в духе бульварных повествушек, и в первую очередь благодаря невыводимому из его характера нигилизма. И если уж встал в позу «Я умнее всех», изволь соответствовать. И как это ни страшно осознавать, постановщик выдохся на середине пути, споткнулся о собственные амбиции, возможно, позабыл о том, что анекдот, оконченный на похоронной ноте – не анекдот вовсе.

Это не значит, конечно, что интересных пересечений и мастерства на этот раз не видно – талант в землю не зароешь, не пропьешь. Выстреливая отдельными завихрениями диалогов, любопытными сольными выходами – кто бы мог подумать, что из Белла маньяк хоть куда – недвусмысленными метафорами, где-то к месту, где-то нет, старый маргинал показывает, что за провокацией стоит нечто большее. Даже если сам рассказ о нимфоманке конкретно тут подозрительно асексуален, даже если он обошел сантименты слишком смело, чем надо бы (отсюда и всплывают общие места), параллели с рыбалкой, например, имеют под собой какое-никакое, а основание. С другой стороны – смотреть за противоборством мозга человеческого и того, что в штанах, несколько скучновато (редкие случай результата, очевидного для всех), а итог больше напоминает подытог, предисловие к последней главе, которую нам не суждено увидеть. Но это не из оперы «Я хочу еще!», а формально говоря, немножко графомания; вроде и потраченного времени не жаль, но чувство, что тебя тут типа даже обманули, неизменно присутствует. Поза, говорите? Так лучше уж пойти на компромисс – и не с кем-либо, а самим собой.

Александр Гофман
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 212 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio