ДИВЕРГЕНТ (DIVERGENT)
2014, США, 143 мин.
Жанр: фантастика, экшн, приключения
Режиссер: Нил Бёргер
В ролях: Шейлин Вудли, Тео Джеймс, Эшли Джадд, Джай Кортни, Майлз Теллер, Зои Кравиц.
Когда речь идет о востребованном нынче жанре литературы, рассчитанном в основном на молодую аудиторию (и по большей части на аудиторию женского пола) - Голливуд не дремлет, и любая более-менее успешная книжная серия просто не может избежать перенесения на большой экран. В свое время схожесть подобных романов сформировала определенную литературную нишу - сейчас же мы можем наблюдать, как то же самое происходит с их киновариациями. То, что выглядело когда-то свежо, теперь уже может восприниматься как нечто вторичное, поскольку имеет устойчивую и проверенную формулу с определенным набором необходимых компонентов. Подобная участь, конечно, не миновала и "Дивергент" - первый номер задуманной трилогии, базирующейся на молодежных бестселлерах Вероники Рот.
Действие, как водится, происходит в тоталитарном обществе недалекого будущего, сформировавшегося после неких катаклизмов, а главный герой - молодая девушка. Нет, подростки здесь не будут убивать друг друга на арене в угоду откормленной элите, жаждущей зрелищ - здесь общество существует в гармонии, поскольку поделено на пять фракций, каждая из которых выполняет свою функцию и несет определенную пользу, поддерживая общее равновесие в этом утопическом мире будущего Чикаго. Система безошибочно определяет принадлежность индивида к одной из фракций на основании тестов - но наша героиня является тем редким случаем, когда однозначную склонность к чему-то одному выделить невозможно. А такие люди для общества опасны, поскольку ставят под сомнение сами принципы, на которых оно построено. Вероника Рот в своем романе довольно подробно обрисовала социальные аспекты придуманной ей концепции; авторы же адаптации предпочли сфокусироваться на переживаниях главной героини. То есть социальный контекст здесь, скорее, подразумевается и является эффектным фоном для классической coming-of-age story (во всяком случае, на протяжении большей части фильма). В принципе, ничего страшного в таком подходе нет. Излишний политический пафос в подобных развлекательных историях не всегда получается воспринимать адекватно - и здесь создатели существенно купировали эти моменты, показывая все как бы с позиции восприятия главной героини, которая, поначалу, также не слишком интересуется политикой и предпочитает разбираться в себе. Другое дело, что сценарий зачастую ведет себя слишком уж формально и осторожно, предпочитая уже хорошо проверенные методы - и это, отчасти, лишает картину необходимой индивидуальности.
Экранизация могла бы превратится в довольно посредственный вымученный продукт, лишь только спекулирующий на былых успехах собратьев по жанру. Но этого не происходит ввиду нескольких выигрышных решений, в числе которых ровная выверенная атмосфера и на удивление притягательный и органичный каст. Большая часть фильма посвящена становлению Трис, и здесь хронометраж ожидаемо демонстрирует ее упорные тренировки. Можно провести параллели с недавней "Игрой Эндера" - но только вот у Нила Бёргера куда как лучше получается зарядить свою картину намеками на скрытую энергетику, даже когда события на экране лишены динамики. Пресловутого экшна здесь до финального акта очень мало - зрелищные сцены вспыхивают спонтанно и столь же быстро угасают. Но есть какое-то едва уловимое напряжение, намекающее, что это все еще только разогрев (причем в контексте трилогии, а не двух-с-небольшим часов этого фильма). Диалоги не отличаются оригинальностью, но они, скажем так, не вызывают раздражения. И тут стоит похвалить как грамотную работу режиссера с группой, так и самих актеров, четко представляющих, что от них требуется. Разумеется, весь фильм буквально держится на Шейлин Вудли - она выдает очень ровный и притягательный перфоманс, без каких-либо эмоциональных перегибов и пафоса. Актриса прекрасно "заземляет" эту фантастическую историю, ненавязчиво раскрывая суть своей героини - и это тот стержень фильма, благодаря которому интерес к происходящему не угасает, несмотря на общее расслабленное настроение и не слишком стройную структуру повествования, где некоторые ключевые сцены оказываются смазаны.
Шейлин Вудли перетягивает одеяло на себя по всем параметрам, и сценарий дает ей в этом полный карт-бланш, задвигая на периферию даже тех героев, что были очень ярко описаны в первоисточнике. По сути, мы имеем здесь "лайтовую" версию нашумевших "Голодных игр", не столь пронзительную, обладающую схожими сценарными косяками по аналогии с первой частью экранизации Сьюзен Коллинз, но имеющую ряд своих неоспоримых достоинств. Картина с ярким женским центральным образом и мрачной атмосферой смотрится привлекательно - Нил Бёргер задал франшизе уверенный старт, и списывать с счетов Трис пока еще не стоит. Правда, если принять во внимание тот факт, что на постановку последующих двух фильмов подписан Роберт Швентке - то приходится констатировать, что "Дивергент" имеет все шансы стать лучшей картиной трилогии.
Василий Марин