МАЛЕФИСЕНТА (MALEFICENT)
2014, США-Великобритания, 97 мин.
Жанр: фэнтези, семейный
Режиссер: Роберт Стромберг
В ролях: Анджелина Джоли, Эль Фаннинг, Шарлто Копли, Сэм Райли, Имелда Стонтон
Жили-были два соседних тридевятых государства. Одно населяли обычные средневековые люди, другое – разнокалиберные и разномастные волшебные существа. Королевства находились в состоянии вечной вялотекущей войны, но однажды человеческий мальчик Стефан и рогато-крылатая фея Малефисента встретились и полюбили друг друга. Через много лет Ромео, чтобы стать королем, усыпит Джульетту и отрежет ей крылья. Та проснется, поплачет и твердо решит, что лучше бы он ее убил. Лучше, разумеется, для него самого, а заодно и для всех его родных. В частности, для дочери Авроры: согласно заклинанию Малефисенты, она будет умницей-красавицей, а потом, в день шестнадцатилетия, уколет пальчик и станет умным и красивым аксессуаром к кровати
(многие современные мужчины не поймут, в чем тут загвоздка, – прим. ред.).
Формат, который лет уже, наверное, сорок выдают за новое слово в искусстве – переиначить до боли классическую историю, – в «Малефисенте» где-то три четверти фильма выглядит действительно новым: канону, в сущности, не противоречит ничего, но камера повернута на сто восемьдесят градусов. В итоге все, с одной стороны, дословно (пара незначительных с точки зрения фабулы метаморфоз, будем считать, на совести испорченного телефона), с другой – совсем наоборот: три добрые феи – милые, но дуры, несчастный король Стефан – все еще несчастный, но подлец и параноик, злой ворон – сентиментальная натура, прежняя заглавная героиня Аврора Стефановна все время где-то сбоку, а, собственно, уродливая колдунья Малефисента – жертва предательства, брошенная женщина и вообще, на минуточку, Анджелина Джоли. Исходную сказку знают наизусть плюс-минус все, так что извечный вопрос про правду, которая у каждого своя, встает еще острее. Сильная трагедия – для тех, кому за шесть.
Проблемы начинаются в последней четверти, когда альтернативная история окончательно становится альтернативной и расходится с оригиналом. Принц не принц, поцелуй любви не поцелуй любви – в культурологическом смысле, вероятно, забавно, и тот человек (если он вообще существует), который способен смеяться в исключительно культурологическом смысле, непременно получит невероятное удовольствие. Ну а дальше – перед этим, правда, с Анджелины (и так с душераздирающими скулами и, по-видимому, шестьюдесятью четырьмя зубами) слетает длинный плащ, и она остается в костюме Женщины-кошки; за это, по сути, можно простить все – тьма резко сменяется светом, всем, кто на экране, хорошо, всем, кто в зале, приторно и немного непонятно – как будто монолитные минут тридцать вырезали при монтаже. Большой вопрос, стоит ли в принципе так делать – когда один рассказчик улыбается: «И жили они долго и…», говорить: «Нет, постойте, все было не так», а потом уверенно заканчивать мысль про «долго и счастливо». Учитывая, что именно этим в фильме занимаются три разноцветные феи, можно, наверное, про него сказать то же, что и про них, – он милый, но, в общем, пожалуй, дурак.
Влад Колмаков