СУДНАЯ НОЧЬ 2 (THE PURGE: ANARCHY)
2014, США, 103 мин.
Жанр: триллер
Режиссер: Джеймс ДеМонако
В ролях: Фрэнк Грилло, Кармен Эджого, Зак Гилфорд, Киле Санчес, Зои Борд
Очередной малобюджетный хоррор от Blumhouse под названием "The Purge" ("Судная ночь" в нашем прокате) увидел свет летом прошлого года и, как водится, собрал внушительную сумму в мировом прокате, что позволило Джеймсу ДеМонако запустить продолжение, на которое он так рассчитывал, снимая первую картину. Ограниченность в средствах заставила создателей тогда поместить практически всё действие в один единственный дом, превратив интригующий концепт, достойный лучших утопических произведений прошлого, в заурядный home invation, совершенно бездарно слив идею, обладающую колоссальным потенциалом.
Идеальное будущее, в котором практически отсутствует преступность и безработица, а количество бедных стремительно сокращается; а всё потому, что на одну ночь в году все преступления становятся легальны – тут однозначно было где развернуться, и наличие героев, тупость которых являлась главной движущей силой сюжета, было вовсе не обязательным. Вторая картина в этом плане выглядит уже лучше, хотя полностью от глупости избавится так и не удалось. Есть шедевральные диалоги ("– Это охота. – На кого? – На нас") и прочие перлы, от которых слёзы на глаза наворачиваются от смеха. Впрочем, далеко не все они задумывались как серьёзные – ДеМонако наконец-то понял, что такое самоирония и зачем она нужна в фильме, в котором парень в маске сосредоточенно дубасит случайного прохожего битой по голове, просто так, забавы ради. Тем не менее, персонажи изрядно поумнели, можно даже сказать эволюционировали по сравнению с фэйспалмами первой части. К счастью, ту семью мы уже не увидим – актёрский состав стал несколько менее звёздным, зато персонажи существенно прибавили в харизме и адекватности. Приятно наконец видеть в главной роли Фрэнка Грилло, обычно довольствующегося вторым планом. Также интересно после крохотного появления в "Пленницах" посмотреть на полноценную работу Зои Борд.
Действие переместилось на злые улицы, героев стало больше – всё это было понятно по трейлерам. Но по ним сложно было судить об атмосфере фильма – а она в этот раз действительно вышла на приемлемом уровне. Малоизвестный композитор Нэйтан Уайтхед работал над саундтреком обоих фильмов, но если в номере первом музыка выветривалась из памяти сразу после просмотра, то здесь она превосходно работает на атмосферу и приковывает внимание – тот случай, когда не спешишь уходить из зала на финальных титрах, чтобы лишний раз насладиться саундтреком. Радует фильм и неплохим "местным" саспенсом, то есть манерой накручивания интриги в определённых сценах. И пусть в этом плане режиссёру до того же Гарета Эванса с его вторым "Рейдом" как до Луны – всё-таки стоит отдать должное тому, что он идёт в правильном направлении. И раз уж вспомнили об Эвансе с его кровавой мясорубкой, скромно именуемой "экшн", то стоит сказать ещё об одной большой ложке дёгтя здесь – хоррор это лишь номинально. Стоило бы также внести большее разнообразие в убийства и не отдавать большую часть времени огнестрельному оружию.
С другой стороны, подобный подход свидетельствует о том, что Джеймс ДеМонако искренне старается привлечь внимание к поднимаемой картиной проблематике, ввиду чего вынужден вести себя очень сдержанно, дабы избежать обвинений в эксплуатации показного насилия. И удаётся ему это лишь с переменным успехом – социальные аспекты получили существенное развитие, но всё же не покидает ощущение что местами "не дожали". Не обошли стороной также тему пропаганды и информационной манипуляции, получившую более осмысленное и острое воплощение, нежели в предшественнике. Впрочем, подумать есть над чем, особенно жителям Штатов, где уже давно ведутся горячие дебаты об ужесточении контроля за оборотом огнестрельного оружия. А всем остальным – просто насладиться довольно крепким жанровым триллером, который пока ещё не раскрывает весь потенциал идеи, но идёт в правильном направлении.
Василий Марин