ЧЕРЕПАШКИ-НИНДЗЯ (TEENAGE MUTANT NINJA TURTLES)
2014, США, 90 мин.
Жанр: фэнтези, экшн, приключения
Режиссер: Джонатан Либесман
В ролях: Меган Фокс, Алан Ричсон, Джонни Ноксвил, Ноэль Фишер, Уилл Арнетт, Уильям Фихтнер, Вупи Голдберг
Следуя традиционным законам американской поп-культуры, команда из четырёх говорящих черепашек, владеющих боевыми искусствами, впервые показала себя в комиксах, после чего за три десятка лет успела засветиться в нескольких мультсериалах и полнометражных фильмах разной степени успешности. Не будет лишним вспомнить и серию игр на восьмибитных консолях (которые в то время у нас именовались не иначе как "приставка"), благодаря которой герои лишь упрочили свою популярность. И вот, на дворе 2014 год, и на суд зрителя представляется закономерная попытка "перезапуска" истории, откровенно ориентированная на срубание солидной кассы за счёт узнаваемого бренда.
Сюжет картины в большей степени ориентируется на первый анимационный сериал (наверное, самый известный и любимый поклонниками из всего того, что было снято о черепахах), поэтому Эйприл О’Нил (Меган Фокс) предстаёт здесь в привычном амплуа репортёра Шестого канала. Конечно, для тех, кто уже давно хорошо знает персонажей, начало картины покажется довольно медлительным и малоинтересным, поскольку развитие сюжета здесь построено вокруг Эйприл и её журналистского расследования, результаты которого отнюдь не являются для зрителя тайной, ввиду чего интрига отсутствует. Создатели здесь немного изменили детали появления черепах и их наставника, но существенной роли это не играет. Обычно в первой части франшизы о супергерое солидная доля хронометража отдаётся "становлению" - и за этим интересно наблюдать, так как мы видим трансформацию персонажа и его развитие. Здесь же лейтмотив фильма - расследование Эйприл, в то время, как сами черепашки статичны в своих образах закостеневших тинейджеров - развитие характеров отсутствует по определению, и сюжет даже не пытается каким-то образом решить эту проблему. Либесман, видимо, считает, что фанаты и так уже всё знают о черепашках, и герои в каких-то дополнительных характеристиках абсолютно не нуждаются. Пара глуповатых шуток - и дело с концом.
Обновлённый внешний вид четвёрки тоже как бы под вопросом - откровенно говоря, почувствовать какую-то симпатию к этим бесформенным амбалам получается, только вспомнив, какими милыми они были на экране ранее. Сценарий, между тем, вместо того, чтобы как-то выгодно использовать нетипичность своих героев, наоборот выстраивает невероятно клишированную сюжетную конструкцию в худших традициях жанра, с предсказуемыми сюжетными поворотами, логическими дырами и притянутой за уши мотивацией невнятных злодеев. Шреддер в начале ещё вызывает какой-то интерес, но когда надевает свои доспехи - становится лишь винтиком бездушного монотонного экшна, раз за разом выпуская свои "швейцарские ножи" - такое однообразие, честно говоря, утомляет. Что касается самих черепашек - на экране, зачастую, происходит такая мешанина из персонажей, сдобренная традиционной тряской камеры, что даже разноцветные повязки не всегда помогают понять, кто где находится и что вообще происходит. Более всего в зрелищном плане запоминается сцена "спуска" со снежной возвышенности - но выглядит она настолько же эффектно, насколько и абсурдно по своей сути, поскольку получилась уж слишком мультяшной и неправдоподобной.
И как бы не хотелось кидаться здесь стереотипами о том, что, дескать, Майкл Бэй в продюсерском кресле - это уже, по сути, приговор - без упоминания данного факта анализировать ребут не получается, поскольку характерная ему манера подачи материала здесь просматривается невооружённым глазом. Разве что размах не столь велик, как в тех же "Трансформерах" - и это окончательно добивает картину. Наплевательское отношение к персонажам, примитивные диалоги и сценарий, неуклюже сколоченный на коленке из жанровых шаблонов, как уместных, так и вовсе не обязательных. И тот факт, что кино, по сути, рассчитано на детей и школьников тут никак не сойдёт за оправдание - TMNT явно заслуживают большего к своему тридцатилетию, нежели этот бездушный "быстрорастворимый" суррогат.
Василий Марин