ЧЕЛОВЕК НОЯБРЯ (THE NOVEMBER MAN)
2014, США, 108 мин.
Жанр: экшн, триллер
Режиссер: Роджер Дональдсон
В ролях: Пирс Броснан, Люк Брейси, Ольга Куриленко, Билл Смитрович
Бывших агентов не бывает. Это, по сути, такое же клише, как и обязательный для подобного фильма красивый полёт мужчины с пистолетом, за время которого он успевает прикончить пару-тройку гадов со слабым зрением и никакой координацией (а по канонам старого доброго экшна восьмидесятых в ряды антагонистов набирают именно таких, чтобы главный герой мог использовать их как мишени в тире). В этот раз, правда, сюжет обойдётся без колючей девочки подростка (ну, может, почти), зато, как водится, с красивой женщиной в духе бондианы и толстым слоем "клюквы", которая у русского зрителя вызовет, в лучшем случае смех, в худшем – справедливое бешенство.
До маразма "Теории хаоса" здесь не дотянули самую малость, но в целом установка дана верная: российская власть погрязла в коррупции, у руля находятся продажные бандиты, строящие "новый мир", и у ЦРУ всё под контролем. Впрочем, и внутри этой доблестной организации тоже не всё гладко, но не будем вдаваться в подробности, дабы не плодить спойлеры. Пирс Броснан играет бывшего агента (которых не бывает): в начале можно наблюдать пролог из сцены операции, кончившейся довольно плачевно. Ну и вот, пять лет спустя Деверо направляют в Москву где он должен помочь агенту, которая работает под прикрытием и весьма близка к будущему российскому президенту. Видимо, чтобы никто не усомнился в её патриотизме, леди ездит на «Ниве», а не на немецких автомобилях представительского класса. После классической автомобильной погони, за время которой можно узнать, что выделенные полосы для общественного транспорта в Москве, оказывается, зачем-то подписаны английским словом "BUS", а на центральных улочках днём с огнём прохожих не сыщешь, каша для Деверо заваривается не шуточная. Осложняет ситуацию то, что его оппонентом становится его бывшей ученик, с которым они некогда хорошо ладили (Люк Брейси).
Всё это могло бы выглядеть увлекательно, если бы сценаристы чуть понизили градус маразма в общем и уделили чуть больше внимания логике в различных сюжетных деталях. Но нет – упор здесь даётся на спонтанный экшн и "накрученный" сюжет, который воспринимать адекватно без полного отключения мозга вряд ли удастся. То есть, к примеру, герои преспокойно могут прийти за информацией в место, где их, по логике вещей, должны поджидать плохие парни, но плохим парням почему-то и в голову не придёт перехватить их там. Подобных иррациональных дыр в сценарии достаточно. В то же время герой Броснана не сказать, что сам видится таким уж вменяемым. "Я тебя разочарую", – говорит он персонажу Ольги Куриленко в одной из сцен – и, действительно: ещё минуту назад был хладнокровным мастером своего дела, а теперь вдруг устраивает истошную истерику, в процессе которой невинная посторонняя девушка оказалась солидно порезана. В такие моменты фильм словно говорит "я крут – я играю не по правилам". Но, гм, в свете общего тупизма эта претензия на психологизм и нестандартность ни производит никакого эффекта, кроме отторжения. Там, где тот же Бессон попытался бы добавить немного иронии, Роджер Дональдсон до неприличия серьёзен – и это раздражает ещё больше.
Самое ужасное, наверное, это то, что видя на постере харизматичного Пирса Броснана, зритель подсознательно ждёт какой-то схожести с бондианой, а по факту получает трэш уровня VOD, только с известными актёрами и экшн-сценами чуть более высокого качества. Но играть здесь особо нечего – Броснан до неприличия шаблонен, а Куриленко не показывает ничего выдающегося, хотя в целом и выглядит неплохо. Фильм содержит элементы, присущие шпионским триллерам, но не знает, как правильно их использовать и как выйти за рамки штампов. Ну а перебор с насилием и с провокационными темами окончательно добивают картину, делая многие сюжетные моменты просто неприятными.
Василий Марин