ВЕЛИКИЙ УРАВНИТЕЛЬ (THE EQUALIZER)
2014, США, 131 мин.
Жанр: экшн, триллер
Режиссер: Антуан Фукуа
В ролях: Дензел Вашингтон, Мартон Чокаш, Хлоя Грейс Морец, Дэвид Харбор
Антуан Фукуа и Дензел Вашингтон не встречались на съёмочной площадке со времён "Тренировочного дня", за который последний был отмечен наградой Американской киноакадемии. "Праведник" в Сербии, "Защитник" в Бразилии, "Заступник" в Канаде – всё это об их новой совместной работе. А вот в российской локализации откуда-то появилось лишнее слово, добавляющее не совсем уместный здесь пафос – хотя сам герой, наверное, только бы оскорбился от такого к себе отношения: ведь действия его продиктованы отнюдь не стремлением к "величию".
Роберт, на первый взгляд, обычный сотрудник рядового супермаркета, отличающийся от других разве что подтянутой физической формой, да ещё поразительной отзывчивостью по отношению к окружающим. Мы ничего не знаем о его прошлом, хотя по прошествии времени можно будет догадаться, что специалист с такой завидной подготовкой большую часть жизни работал отнюдь не в сфере розничной торговли. Тем не менее, существенная недосказанность никуда не денется: подробных разъяснений не будет, как не будет и пошлых флэшбэков или спекуляции на теме военного патриотизма. Есть немного "клюквы" в виде татуировок с куполами и глупыми надписями на русском (которые западный зритель не отличит от надписей на сербском или болгарском), но конкретные национальности не упоминаются, показано лишь, что мафия имеет какие-то славянские корни для пущей экзотики. Впрочем, главному герою здесь плевать на политику – он не патриот, а в первую очередь просто человек. Фильм полностью аполитичен, что позволяет избавиться от существенного пласта ненужного пафоса. Тут, скорее, наоборот показывается, что государственные службы не в состоянии выполнять свою работу в полной мере, если баланс справедливости приходится восстанавливать рядовому гражданину.
Создать что-то необычное здесь довольно проблематично, но "Уравнитель" во многом весьма удачно обходит привычные для жанра клише и компенсирует предсказуемость сюжетной линии солидной атмосферой. Несмотря на драйвовые боевые сцены, здесь нет ощущения того, что упор даётся на экшн – картина не злоупотребляет им, даже наоборот. Особенно удивляет то, что некоторые сцены вообще остаются "за кадром": нам показывают только финальный результат, но не сам процесс. Трудно сказать, вина ли это финального монтажа или осознанная задумка, но это добавляет картине какой-то искренности, когда понимаешь, что создатели не пытаются впихнуть в два часа побольше взрывов и перестрелок, а ведут себя более деликатно, в первую очередь уделяя внимание характерам персонажей. Дензел Вашингтон актёр завидной харизмы – и эта роль ему невероятно идёт. Герой здесь привлекает в первую очередь своей сдержанностью, если не сказать скромностью. Этот образ опровергает изречение о том, что доброта делает человека уязвимым. Так же стоит отметить Мартона Чокаша в роли его главного оппонента, и Хлою Грейс Морец, которая здесь выглядит на удивление органично – гораздо лучше, чем в "Если я останусь".
Те, кто видел скульптурную композицию Шемякина, расположенную на Болотной площади в Москве, знают, что особое место среди пороков, по мнению автора, занимает "равнодушие". Неудивительно, фильмы о героях с обострённым чувством справедливости всегда пользовались большой популярностью у зрителя. В данном же случае создателям ещё и удалось грамотно обыграть эту избитую, но всегда актуальную тему, не скатываясь в назойливое морализаторство, но и не отдавая предпочтение только лишь развлекательному фактору. "Уравнитель" получился степенным и выдержанным, с отличной атмосферой и крепкими экшн-сценами. Фукуа и Вашингтону стоит чаще встречаться, определённо.
Василий Марин