ОДЕРЖИМОСТЬ (WHIPLASH)
2014, США, 106 мин.
Жанр: драма
Режиссер: Дэмьен Шазелл
В ролях: Майлз Теллер, Дж. К. Симмонс, Пол Райзер, Мелисса Беноист
Со времен своего полнометражного дебюта в 2009 году Дэмьену Шазеллу не слишком везло с финансированием: год спустя его сценарий "The Claim" пополнил голливудский "чёрный список", а ещё через два года он написал "Whiplash", который постигла та же участь. Тем не менее, режиссёр не отступился, снял на основе последнего одноимённую короткометражку и отправил её на Сандэнс, где та была отмечена наградой, что позволило ему получить средства на полный метр. Спустя ровно год Шазелл вернулся уже с полноценным фильмом, который по итогам фестиваля забрал две главные награды, одинаково впечатлив как обычных зрителей, так и жюри. Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что данный фильм не имеет ничего общего с типичной инди-социалкой, и награды свои получил исключительно за художественные достижения.
Майлз Теллер играет Эндрю, целеустремлённого барабанщика, для которого музыка всегда стоит на первом месте. Обладая присущими молодым амбициями, он опасается, что может повторить судьбу отца, который давно забросил писательское ремесло и стал заниматься делами более приземлёнными – поэтому использует каждый шанс для совершенствования своих навыков, чтобы "чего-то добиться в жизни". Его упорство приводит героя к знаменитому Терренсу Флэтчеру, славившемуся не только прекрасным звучанием своего оркестра, но и весьма агрессивным темпераментом, превращающим жизнь некоторых его подопечных в сущий ад. Дж. К. Симмонс невероятно хорош в своей роли: вот минуту назад его герой умиротворённо предлагал "расслабится и получать кайф от процесса" – и вот уже он низвергает на музыкантов потоки ненависти и матерится, как сапожник, который знать не знает о таком понятии, как "толерантность" – подобной изобретательности в издёвках совсем не ждёшь от столь образованного человека. Особого упоминания заслуживает его фирменный ледяной взгляд, который, кажется, заглядывает в такие закоулки души, о которых не подозревает даже её владелец. И что характерно, на протяжении практически всего фильма чувствуется некоторая неоднозначность, отношение к персонажам периодически меняется. Думаешь, что смотришь фильм об одном – а он вдруг оказывается совсем о другом и так далее.
На Амфесте в этом году показывали "Одержимость" в один день с "Пока я не исчезну" Шона Кристенсена (этому фильму также предшествовала короткометражка автора) – и можно было наглядно увидеть, чем отличается настоящее, смелое и талантливое кино от жалкой попытки снять типичный инди-фильм "по всем канонам": с наркоманами, суицидом, гениальными детьми и кучей неадекватного юмора. В какой-то степени Дэмьен Шазелл показывает такое же бесстрашие, как и его герой, осознавший, что самое главное – это уверенность в своих силах. Искренняя уверенность в себе – она ведь очень заразительна. И Шазеллу веришь. Понимаешь, что идею он вынашивал не один год, и что перечисленные в картине имена легендарных джазовых музыкантов не являются для автора пустым звуком. Фильм снят с невероятной страстью к музыке, которая, в последствие, перетекает в страсть к кинематографу. Режиссёр очень дотошно обставляет сцены с живыми выступлениями, уделяя внимание мельчайшим деталям, но в тоже время не забывает о ярких характерах и острых диалогах, заставляющих актёров выкладываться по полной. Картина прекрасно продумана в своей структуре, которая создана таким образом, чтобы ненавязчиво подвести зрителя к мощной кульминации.
Сюжет о постепенном становлении подающего надежды музыканта, на первый взгляд, не предвещает ничего оригинального и экстраординарного, но Шазелл заставляет его играть новыми красками и использует как основу для своего головокружительного кино-приключения. И в конечном итоге-то оказывается, что читать зрителю морали – это последнее, что могло прийти в голову постановщика. Главное – эмоции. Картина буквально взрывается и фонтанирует концентрированной энергией. Возможно, при просмотре в первый час вы будете недоумевать, почему вокруг фильма столько шумихи, и чего же в нём особенного, но незабываемая кульминация сражает наповал, и способствует впрыску такого количества адреналина, что далеко не каждому триллеру под силу. Солидное достижение для "музыкальной драмы", не так ли?
Василий Марин