ДЖОН УИК (JOHN WICK)
2014, США, 101 мин.
Жанр: боевик
Режиссер: Чад Стахелски, Дэвид Лейтч
В ролях: Киану Ривз, Микаэл Нюквист, Элфи Оуэн-Аллен, Уиллем Дефо
Ночь, проливной дождь, тревожная музыка за кадром, помятый джип врезается в каменное заграждение, из него выпадает еще более помятый на вид мужчина. Из последних сил достает телефон, включает видео с любимой женщиной, которой больше нет рядом. Дисплей заливает кровью, мужчина падает. Темный экран, и вот перед нашим взором проносится бодрая нарезка, то, с чего все началось: у сурового типа с лицом Киану Ривза умерла жена (та самая, с видео), но почти сразу на пороге появился песик, прощальный подарок любимой. Память. Так получилось, что уже через пару дней песика убивают бандиты во главе с избалованным сынком местного авторитета, не забыв прихватить предмет спора, машину, которую потерпевший отказался продавать: далее сына больно бьют по лицу в автомастерской. Авторитет справляется по телефону у хозяина мастерской: «За что?». Хозяин отвечает: «Он угнал у Джона Уика». Авторитет охает и кладет трубку.
Наверное, самое удивительное, что можно сказать о «Джоне Уике» - это то, что в нем нет ничего удивительного. То есть, даже на звание маленького сюрприза он в целом тянет с трудом. В то же время, видимо, сейчас такое время, что фильм, в котором все сделано как надо, вполне может сойти за без пяти минут откровение. Конечно же, это олдскул: кино с подобным сюжетом пользовалось большой популярностью в 80-е. Это «Каратель», но не с Дольфом Лунгреном, а тот, переснятый, где Джейн против Траволты: разве что безо всех этих копов под прикрытием и без убийства счастливой семьи. Зачем, если собачья кончина выглядит еще трагичнее? Ривз – сомнительная партия в роли героя-одиночки – на удивление удачно вписывается в антураж со своей харизмой стоеросовой дубины. Пакостного отпрыска играет актер, большинству зрителей известный под именем Теона Грейджоя, персонажа, скажем прямо, также не из самых приятных, и это о многом говорит здесь.
Бережно перенося в сценарий жанровые клише, – куда нынче без них – создатели таки будят в зрителе ностальгические чувства, пожалуй, добиваясь этого даже излишне ревностно. Тут вам и карикатурная русская мафия, ведущая себя в критической ситуации довольно нелепо, и соблазнительная lady-killer, и старый товарищ по темному прошлому, который, если очень нужно, всегда выручит, всегда вразумит. Диалоги, где всенепременно промелькнет что-то вроде «Приведите его ко мне немедленно!», и даже «Я приду за тобой». Есть очень лихая сцена в клубе, напоминающая «Соучастника» Майкла Манна, пара брутальных драк и перестрелка в церкви, обязательные общие планы городской панорамы, эффектная смерть под эффектную музыку.
Но, тем не менее, насколько же он мастерски сделан, настолько и ограничен самим собой. Это ведь скорее история не о мести, а о порочном круге, из которого не вырваться: когда действие переваливает глубоко за половину и авторитет пускается в рассуждения о карме, расплате за грехи и невозможности завязать, волей-неволей начинает сводить зубы. Да, наверное, он таким и должен быть, этот усталый, побитый, но все равно непобедимый последний герой боевика. Однако, заигрываний все-таки больше, чем игры, и в финальной четверти «Джон Уик» ощутимо выдыхается, несмотря на строго дозированный экшн, традиционный монтаж и оператора, не трясущего камеру. В эпоху постмодернизма во всем следовать канону не то чтобы неправильно, но сейчас рассказа о крутом мужике, совершившем тройное убийство в баре при помощи карандаша, недостаточно - мы хотим это видеть. В свое время удовлетворить столь странное желание не постеснялся Майк Дэвис, подарив нам всем замечательное "Пристрели их!", только вместо карандаша у него была морковка - что в принципе не меняет сути.
Александр Гофман