ИСХОД: ЦАРИ И БОГИ (EXODUS: GODS AND KINGS)
2014, Великобритания, США, Испания 150 мин.
Жанр: драма, приключения
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Кристиан Бэйл, Джоэл Эдгертон, Аарон Пол, Бен Кингсли, Сигурни Уивер
На экраны выходит масштабный эпик об ещё одном известнейшем библейском персонаже – на этот раз за режиссурой Ридли Скотта. Последний не боится браться за самый разнообразный материал в самых различных жанрах – даже те успешные картины, на которых он сделал себе имя, были не похожи друг на друга. Последний факт предоставляет маркетологам необходимую гибкость: если "Прометей" рекламировался как "от режиссёра "Чужого", то на постере "Исхода", разумеется, можно увидеть упоминание о "Гладиаторе". И какую-то схожесть в этом плане можно уловить – правда, касается это лишь картинки, но никак не эмоционального заряда фильма.
А ведь начинается всё довольно бодро и многообещающе. В завязке нас знакомят с Моисеем (Кристиан Бэйл), Рамзесом (Джоэл Эдгертон) и другими представителями дворца фараона, показывая, кто есть кто – уже здесь можно отдать должное потрясающим костюмам и проработанным декорациям. А чтобы как можно быстрее завладеть зрительским вниманием и подчеркнуть масштабность происходящего, нам совсем скоро продемонстрируют и первое грандиозное сражение. Между тем, для сюжета важнейшее значение имеют два фактора: во-первых, Моисей изначально был скептиком, не особо воодушевлявшимся верой в предзнаменования; во-вторых, они с Рамзесом были действительно близки, как братья. Эти два аспекта в должной мере раскрываются в первой части картины. Когда Рамзес узнаёт о реальном происхождении сводного брата, то отправляет его в изгнание. Моисей после недолгих скитаний оседает на несколько лет в скромном поселении, где обзаводится семьёй, но после некоего несчастного случая начинает "говорить с Богом" (который здесь принимает форму назойливого мальчугана) и решает на время оставить семью ради благого дела.
Собственно, где-то после этого момента фильм начинает медленно, но уверенно деградировать, уделяя всё своё внимание роскошному визуальному ряду и прилежному пересказу хронологии развития событий, но при этом совершенно не имея представления, как в более выгодном свете подать своих главных героев и их конфликт. Не случайно картина называется "Исход", а не "Моисей". Эффектная сцена с крокодилами впечатляет, но после неё зрителя ожидают ещё несколько не менее эффектных сцен, последовательно показывающих все беды, свалившиеся на Египет и его нерадивого фараона – и происходящее на экране время от времени просто утомляет. Ощущение такое, что сценарий вообще в конце концов забывает о прорисовке характеров, ограничиваясь стандартизированными диалогами, и поэтому персонажи (в особенности сам Моисей) вызывают к своей судьбе всё меньше и меньше интереса. Усугубляется это ещё и тем, что мы знаем ключевые детали истории, поэтому интриги как таковой нет. Причём, она была в первой половине фильма, когда Моисей был скептиком, но, странным образом улетучилась, когда он стал "творить историю". Во второй половине фильм получился скупым на эмоции и до невозможности сухим – нам остаётся только "ставить галочки", отмечая знакомые моменты из писания.
И мало того, что картина не может достойным образом показать какой-то комплексный портрет пророка (хотя бы даже в той трактовке, которую предлагают создатели),она даже не в состоянии в должной мере проиллюстрировать, насколько это был важный шаг в истории его народа. С живыми эмоциями тут настоящая беда. У фильма даже нет внятной кульминации – едва ли долгожданная сцена перехода через море способна похвастаться необходимым напряжением. Всё это очень печально, поскольку предпосылки для мощного эпика были, но создатели в итоге спустили всё на тормозах, и помимо потрясающего визуального ряда в картине не осталось практически ничего, стоящего внимания.
Василий Марин