ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПАДДИНГТОНА (PADDINGTON)
2014, Великобритания-Франция, 95 мин.
Жанр: комедия, семейный
Режиссер: Пол Кинг
В ролях: Тим Дауни, Мадлен Уорролл, Лотти Стир, Джеффри Палмер, Тереза Уотсон
Практически неизвестная в России книга про маленького плюшевого медвежонка родом из Дремучего Перу в Британии уже давно является едва ли не национальным достоянием, и это одна из основных причин, объясняющих почему к созданию экранизации подключилось такое большое количество преданных фанатов Паддингтона. Причем, разница поколений всей съемочной команды не играет практически никакой роли, кажется, что все просто очарованы персонажем: от Питера Капальди, который отыгрывает блестящую второстепенную роль недоверчивого соседа, повернутого на соблюдении порядка, до самых юных актеров, которые искренне рады приобретению нового друга.
Киноадаптация истории происходит в несколько отвлеченном от первоисточника направлении, что объясняется довольно просто. Во-первых, создатели и не ставили себе задачу экранизировать книгу о Паддингтоне построчно, а во-вторых, пристальное внимание было уделено попытке сгладить временной разрыв, ведь книга была опубликована еще в конце пятидесятых годов прошлого столетия. Но, тем не менее, сюжет даже с использованием некоторых знаковых элементов оставляет благоприятное и целостное впечатление и снова доносит до зрителя простую мысль: общество, может, и изменилось, а вот люди остались прежними. Сюжетная завязка остается оригинальной, и первое, что ощущается сразу после прибытия вежливого медвежонка в Лондон – это само дыхание Туманного Альбиона. Даже еще не добираясь до потрясающих обзорных видов города, лента во всей красе демонстрирует ту самую британскую атмосферу, которую вообще трудно описать словами. Второе, что бросается в глаза – волшебство, которое каким-то невероятным образом начинается проявляться во всех деталях. Перед нами еще одна поистине английская история, встающая в один ряд с произведениями, скажем, о Мэри Поппинс или Гарри Поттере. Влияние последнего тут ощущается особенно, учитывая присутствие в продюсерах Дэвида Хеймана. И это впечатление только усиливается после появления на экране героев Имельды Стонтон и Джима Бродбента (а также истории о красном экспрессе, который однажды полностью изменил его жизнь). Вообще, если задуматься, большинство идей в картине сводится к тем вещам или людям, что так или иначе меняют нашу жизнь – в прямом или переносном смысле.
Главное, что можно сказать о Паддингтоне – это в первую очередь смешной и, что самое важное, семейный фильм, наполненный кучей самых невообразимых отсылок, которые только можно себе вообразить. Совершенно нелепые и в то же время незаурядные ситуации, смотревшиеся как минимум глупо в любом другом кино, здесь срабатывают на все сто процентов, и определенного шарма добавляют сами герои. Чопорные и сдержанные шутки (произносимые с таким невозмутимым видом, что невольно задаешься вопросом, шутят герои на самом деле или нет) сменяются энергичными и динамичными сценами, прекрасно удерживающими внимание зрителя. Юмор в основном рассчитан на детей, но это ни в коей мере не означает, что более взрослой аудитории запрещено смеяться и получать удовольствие. К тому же, маленькая доля своеобразных подколов, более знакомых старшему поколению, но не выходящих, однако, за пределы приличного и разумного равномерно разбросаны по всему действию.
По мере развития сюжета, общая картинка дополняется множеством деталей, поначалу даже незаметных глазу. Сюда однозначно можно отнести игру с цветом – цветовая гамма интерьеров и одежды главных героев в итоге претерпевает значительные изменения, например, в гардеробе семьи однозначно появляется больше красных оттенков, на ассоциативном уровне отсылающих нас к знаменитой шляпе Паддингтона. Примечательно музыкальное сопровождение, в большинстве своем треки исполнены группой иммигрантов, устраивающих свои представления прямо на оживленных улицах города. Стильные колоритные композиции, отражающие настроение тех или иных моментов, еще больше усиливают производимое Лондоном впечатление места, в котором непреходящие ценности и вековые традиции сочетаются с полной готовностью меняться и быть открытыми всему новому. Конечно же, тема о том, что Лондон – это больший мир, в котором каждый способен найти свое место, может показаться несколько спорной, но во время просмотра об этом совершенно не хочется думать.
В целом, в фильме невозможно выделить какую-то конкретную проблему, скорее в течении всего времени зритель вместе с героями сталкивается с разнообразными проявлениями человеческой натуры. Тревога за нас самих и тех, кто рядом заставляет людей меняться и забывать о прежней жизни, неоднозначные поступки родных и близких людей воспринимаются в штыки, омут обыденности и повседневности затягивает и не дает прислушиваться к голосу разума, а благие намерения как обычно заканчиваются тем, чем заканчиваются. При довольно занудном звучании подобных мыслей нельзя отрицать, что все это знакомо каждому из нас. Несмотря на постановку ряда очень серьезных вопросов, в фильме нет никакой невыносимый тяжести бытия, он просто называет вещи своими именами и показывает, как и на ком могут отразиться принятые решения и как это сложно быть по-настоящему ответственным – не перегибать палку и не пускать все на самотек. В то же время здесь присутствует и доля настоящего волшебства, и легкая, почти незаметная щемящая ностальгия с примесью светлой надежды на будущее. Иными словами, «Приключения Паддингтона» – это еще одна история о том, как важно несмотря ни на что преодолевать чувство отчужденности и бороться за свое место в мире, за свой дом и семью, созданная в лучших традициях и поданная в очень приятной форме.
Анна Ентякова