Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Альпийские приключения
Автор: Андрей ВолковДата: 28.04.2022 12:51
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

АЛЬПИЙСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ (SCHELLEN-URSLI)
2015, Швейцария, 101 мин.
Жанр: трагикомедия, семейное кино
Режиссёр: Ксавьер Коллер
В ролях: Йонас Хартманн, Юлия Йекер, Маркус Сигнер, Тоня Мария Циндель, Леонардо Нигро, Лорин Михаэль


Кинопрокат в России ныне переживает непростое время. Не будем объяснять причины – все и так всё знают. Однако в будущее, тем не менее, нужно смотреть с оптимизмом, вот и в резком сокращении зарубежного сегмента, прежде всего голливудского, составлявшего до 80% репертуара кинозалов, есть свои плюсы. Наши зрители, избалованные за долгие годы ельцинского капитализма и путинского цап-царап засильем американского масскульта, ныне могут познакомиться с кинематографом других стран, где тоже снимают интересное кино.

Для начала давайте разберёмся, что наш народ знает про Швейцарию? Прежде всего, что там есть часы, сыр и Альпы. А ещё там снимают кино, и эти фильмы, пусть запоздало, но выходят в российский прокат. Режиссёр «Альпийских приключений» Ксавьер Коллер человек уже немолодой, заслуженный. В 1991 году он получил премию «Оскар» за лучший иностранный фильм («Приключение надежды»), а с ней и предложение работать в США. Заграничный вояж получившего признание режиссёра в итоге растянулся на десять лет, в течение которых он снял три фильма – два в Голливуде и один в Германии. Для всех работ Коллера характерны вроде бы взаимоисключающие вещи – с одной стороны интерес к быту простых людей, часто бедняков, а с другой – романтизация их жизни, но не в стиле мыльных опер, а скорее в традициях концепции «естественного человека» Ж-Ж. Руссо.

Великий философ ведь тоже был швейцарец и, имея своей родиной красивую страну с цепью острых гор, почти пронзающих небеса, лугов, где растут прекрасные цветы, словно из садов Эдема, не мог со свойственным другим философам-просветителям полемическим задором подвергать строгому суду разума современную ему французскую действительность, не предложив вперёд идеал примирения с самим собой, обществом и природой. Так родился естественный человек Руссо, который живёт самим собой, без оглядки на других, что характерно для социального человека из его концепции. Вот и Коллер не может себе позволить живописать трудности, с которыми сталкиваются его герои, в традициях неореализма или же постнеореалистической поэмы «Дерево для башмаков» (1978). Слишком жестоко, нужна надежда.

Для массового искусства чрезвычайно характерен мотив чуда или же искусственный оптимизм. И крестьяне довольны колхозной жизнью, если вспомнить сталинское кино – вон, поют и пляшут, и бедняки Индии не очень-то страдают, и тоже танцуют, как их советские коллеги. Ксавьер Коллер прекрасно знает, как устроен мир и как порой жестока жизнь, но он умеет видеть свет даже в самые беспросветные дни своих героев. Как Федерико Феллини и Эмир Кустурица, он воспринимает жизнь как чудо, однако, бурлеску и карнавальности их художественного мира (в соответствии с теорией карнавализации М. М. Бахтина), он предпочитает мягкий юмор и тонкую иронию.

Изображение красоты альпийских гор и рек, пасторальное любование прекрасным пейзажем своей родной страны, сочетается у постановщика с чуть наивным восхищением красоте душ персонажей, в чём сказывается влияние поэтических реалистов, прежде всего тонкого романтика Жана Виго, также умевшего без отчаяния изображать тяжёлое социальное положение людей. И Жан Виго, и Ксавьер Коллер убеждены, что жизнь прекрасна в каждом своём миге и даже посреди объективного горя можно найти ростки надежды. Ведь цветок, выросший посреди болота, даёт силу и другим растениям поднять стебли и расцвести даже в малоплодородной почве.

«Альпийские приключения» – трагикомедия для семейного просмотра, что звучит невероятно только на первый взгляд. Главным героем является подросток Урсли, который живёт в маленькой деревушке посреди швейцарских Альп. Его семья занимается производством сыра, живёт без шика, но и не бедствует, пока повозка с сыром не сорвалась с крутой горной дороги, а нашедший сыр зловредный владелец магазина принялся продавать его, нисколько не заплатив семье Урсли и даже шантажируя их по кредиту.

Социальный конфликт между семьёй пролетариев и жадным капиталистом, который буквально владеет городом, имея единственный в округе магазинчик и занимая должность мэра, сочетается с темой взросления Урсли, который впервые открывает в себе нежные чувства к местной девочке, а также задумывается о своём собственном месте в этом сложном мире. Он понимает, что жизнь несправедлива, а люди часто бывают злы, относясь к другим как к средству, а не как к цели, если вспомнить этику Канта. Пусть идиллический финал не слишком реалистичен, зато сближает поэтику фильма с традицией рождественского кино или святочного рассказа. И неважно, что время действия не Рождество или Новый год. Обличение на церковном собрании высокомерного владельца магазина и его избалованного сына и их последующее осознание своей неправоты знаменует веру режиссёра, что люди изначально прекрасны и только в процессе неправильной жизни делаются жестоки и злы.

Естественное христианство Коллера, явленное им не только в «Альпийских приключениях», вполне сопоставимо с чувственным деизмом его великого соотечественника Жан-Жака Руссо, отвергавшего как церковную догму, так и рационализм Вольтера и Дени Дидро. Неслучайно, что именно пастор в споре между семьёй Урсли и мэром городка выступает арбитром, и он же даёт наставление возлюбленной Урсли, невольно ставшей причиной насмешек над ним.

Но главное, конечно, сам Урсли, ибо все побочные линии как бы показаны его глазами. Благодаря родившемуся в его душе романтическому чувству и любви своей семьи, он понимает, что ценно не то, сколько у тебя есть денег. Человек прекрасен тогда, когда он остаётся собой, то есть естественным человеком, а не ориентируется на других. В желании кому-то угодить часто таятся корни зла, что режиссёр показывает на примере мэра и его сына, который, видя всесилие отца и зависимость от него других людей, невольно научается наглости, а о чувствах других не думает, ведь «важно то, что хочу я».

Выход из порочного сплетения лицемерия и подлости Ксавьер Коллер видит в христианском отношении к людям. Мэр города и его сын были обличены перед собранием людей и пристыжены, но не изгнаны из общины. Режиссёр даёт им шанс исправиться. Урсли тоже учится прощать. Его примирение с сыном мэра, который плёл против него интриги, подано как становление Урсли настоящим человеком.

Нельзя злом воздавать за зло. Только примирение с ближним естественно для человека, пусть в этом с Жан-Жаком Руссо и Ксавьером Коллером не все согласятся. Ненависть уродует душу и лишает человека чувства гармонии с собой и вселенной, которая основана на началах любви. Спасение волком мальчика из снежного завала, к которому он прежде проявил милосердие, естественное чувство и для животного – отплатить добром за добро. Но люди ведь не звери, а образ божий. Так почему бы не прощать друг друга, если прощает бог.

Божественная тема не персонифицирована в образе Иисуса или святых, а скорее растворена в природе, ведь, если вспомнить деистов, сотворение идеального мира уже свидетельствует о мудрости творца. Вот и человек сотворён добрым и только в процессе жизни, потворствуя своей гордости, делается злым. И лишь любовь способна спасти его заблудшую душу.

В этой вере, вопреки всему, в доброе начало человека, весь Коллер, вся магия его внешне незатейливых фильмов. Эта вера не наивна, как кажется на первый взгляд, а стоит на прочном фундаменте философско-психологического кино, от Жана Виго и Робера Брессона до Федерико Феллини и Ингмара Бергмана. В наше время ненависти и всемирной лжи такие фильмы особенно важны, дабы не разочароваться в человечестве. Пусть хотя бы на экране восторжествуют мир и любовь.


Андрей Волков

В кинотеатрах с 14 апреля
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 2 пользователь(ей), 344 гость(ей) : Денис Востродымов, Игорь Талалаев
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio