Почти самая важная номинация в нашем длинном списке, потому что здесь мы выбираем просто самые лучшие фильмы, без скидок на жанры. Единственный ограничитель – Россия в графе «производство». Для кого-то уже этого достаточно, чтобы презрительно сморщиться и назвать номинацию убогой, но мы уверены, что такие недалекие зрители даже не смогли бы найти в рунете наш сайт, чтобы прочесть эти строки. Потому что уж пару-тройку качественных картин в год на родине матрешек уж точно могут поставить, вопреки всему и вся, и нынешние номинанты – наглядное тому доказательство.
ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ:
ДУРАК
ПЫТАЛСЯ, НО НЕ СМОГ:
КЛАСС КОРРЕКЦИИ
3 МЕСТО:
В 2014 году в отечественном кинематографе как никогда заметно доминирование острого социального кино. В то время, как "Левиафан" Звягинцева старательно штурмует цитадель, именуемую "Оскар", а "Дурак" Быкова занимает сверхъестественные для отечественного кино рейтинги, "Класс коррекции" достиг третьего места на голосовании нашей редакции. Дебютная работа Ивана Твердовского получила высокие оценки прессы и неплохие отзывы зрителей, несмотря на то, что прошла мимо широких масс. История школьного насилия частенько вспоминается в кино, однако благодаря работам Валерии Гай Германики данный жанр в России был дискредитирован (хотя до нее он у нас и вовсе был незамеченным) и, казалось бы, отложен на полку.
"Класс коррекции" стал фильмом, который больше посвящен не столько школьному насилию (хотя оно имеет место быть, и далеко не на вторых ролях), сколько проблемам образования детей из подобных классов и их социальной адаптации в современных реалиях. Подростки с проблемами в развитии - это еще хуже, чем просто двоичники и хулиганы. Вопреки ожидаемому, главными злодеями оказываются вовсе не школьники, а взрослые люди - учителя, директор, родители, да даже уборщица, чей поганый характер и длинный язык во многом и выступили катализатором для драматической развязки.
2 МЕСТО:
"Трудно быть Богом", как ни один другой отечественный фильм за последние лет пять, стал предметом яростных диспутов и повальных поверхностных суждений. То же было и с "Хрусталев, машину!" - который на настоящий момент считается заслуженной классикой - и естественно, кинематограф такого рода требует, не побоимся этого слова, каких-то умственных напряжений со стороны действительно думающего зрителя.
Визуальный ряд картины и его продолжительность действительно могут смутить (тем более - фанатов литературного первоисточника), но это часть киноязыка Германа, и игра на контрастах не может не впечатлять. В конце концов, режиссером сделаны какие-то технически просто невозможные вещи, но не в этом дело - здесь и редкой красоты и силы финал, дарующий зрителю очищающий катарсис, и Ярмольник в своей лучшей роли, продуманный до мельчайших деталей сценарий, первобытная энергетика повествования, густая, как кисель, атмосфера, засасывающая в себя без остатка... Конечно, всё это в том случае, если зритель согласен подвергнуть себя ряду испытаний - "жвачные", прямо скажем, могут подавиться и выронить из рук крепко сжимаемое ведерко с попкорном.
Кстати, большинство в редакции "25-го кадра" оказались именно "жвачными", упрямо записав "Трудно быть Богом" еще и в категорию "Пшик года". Только не обвиняйте нас в непоследовательности. Фильм у Германа вышел такой, что сойтись во мнении по нему очень сложно, вот мы и не сошлись.
1 МЕСТО:
В середине декабря, когда редакция занималась преобразование лонг-листа "Итогов" в шорт-лист, на экраны вышел "Дурак". Фильм никак не мог получить широкий прокат, и не только потому, что Дмитрий Быков - это вовсе не Никита Михалков и даже не Сарик Андреасян (к счастью для нас, естественно). Авторское кино у нас особое не жалуют, а тут еще и сюжет неприятный - в безымянном городке все так оскотинились, что плевать хотели даже на 800 человек, которые могут с минуты на минуту погибнуть под развалинами общежития. Суетится и проявляет благородство лишь один сантехник, ну куда это годится? И если бы не еще более неприглядное зрелище от Андрея Звягинцева, быть бы "Дураку" изгоем, но повезло. При первом голосовании "Дурак" не вошел даже в тройку призеров - наши авторы просто не смогли увидеть этот фильм. А когда распробовали, стало ясно, что говорить о лучших отечественных лентах и не упомянуть эту картину - просто нельзя. Повторное голосование расставило все по своим местам, и теперь "Дурак" - наш победитель.
Это мрачное разговорное кино, пропитанное темной атмосферой безысходности, лишь изредка озаряемой лучиками слабой надежды на лучшее. Это злое кино не только о злых людях, но и о равнодушных, что еще страшнее (помните знаменитый афоризм о том, что бояться нужно не врагов и не друзей, а равнодушных?). Это честное кино, которое беспардонно снимает со зрителя розовые очки. Это правильное кино, которое будет полезно смотреть как "либералам", так и "ура-патриотам".
Ну а мы с нетерпением ждем от Быкова новой работы. Ею обещает быть рассказ про события на Донбассе, так что зрелище обещает быть суровым и правдивым. Прошлогодний суровый "Майор" доказывает, что режиссер не опустится до обычной политической агитки.
Игорь Талалаев,
Александр Гофман,
Олег Варнавский
ВЫБОР ЧИТАТЕЛЕЙ НАШЕЙ ГРУППЫ ВКОНТАКТЕ:
1. Дурак
2. Трудно быть Богом
3. Поддубный
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2013:
1. Географ глобус пропил
2. Легенда №17
3. Майор
ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2012:
1. Шапито-шоу
2. Жить
3. Фауст
ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2011:
1. Елена
2. Неадекватные люди
3. О чем еще говорят мужчины
ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2010:
1. О чем говорят мужчины
2. Как я провел этим летом
3. Брестская крепость
ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2009:
1. Дикое поле
2. Сумасшедшая помощь
3. Царь
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<
|
Комментарии:
Пока комментариев нет
|
Онлайн:
0 пользователь(ей), 511 гость(ей) :
|
|