МИР ЮРСКОГО ПЕРИОДА (JURASSIC WORLD)
2015, США, 125 мин.
Жанр: фантастика, триллер, приключения
Режиссер: Колин Треворроу
В ролях: Крис Пратт, Брайс Даллас Ховард, Винсент Д'Онофрио, Омар Си, Ирфан Кхан
Легендарный "Парк Юрского периода" Стивена Спилберга вышел на экраны планеты в июне 1993-го, в ту пору, когда компьютерная анимация ещё не являлась привычным атрибутом любого высокобюджетного блокбастера. За два года до него Кэмерон поставил всех на уши своим вторым "Терминатором" с потрясающими для того времени визуальными эффектами, Спилберг же использовал новые технологии чтобы дать зрителю возможность увидеть живых динозавров, что ещё некоторое время назад считалось невыполнимой задачей. Спустя двадцать два года на экраны выходит продолжение, формально являющееся четвёртым фильмом франшизы, но на деле – практически ремейком оригинальной картины.
В этот раз заботливые родители отправляют детей в тур на высокотехнологичный остров, чтобы дать им возможность полюбоваться на динозавров – благо, тётя мальчиков (Брайс Даллас Ховард) занимает там высокий пост в управлении. Клэр пунктуальна и прагматична, а главное – ответственна, и выкроить время для общения с племянниками для неё – задача не из лёгких. Поэтому леди сплавляет их своей помощнице, предварительно снабдив вип-пропусками, дающими право посещать все аттракционы без очереди, в качестве скромной компенсации за свою занятость. И пока дети исследуют чудесный остров, Клэр пытается выбить деньги из инвесторов – и тут уже нам дают понять, что обычных динозавров парку теперь оказывается недостаточно: нужны "новые аттракционы". Одним из таких является свирепый монстр, представляющий собой гремучий микс из генов различных рептилий и животных, заботливо взращённый местными генетиками. Бывшему военному Оуэну (Крис Пратт), ввиду его компетентности, поручают проверить вольер монстра на безопасность, но в контексте сюжета это ничего не меняет: тот, кому суждено сбежать, всё равно ведь сбежит. Фабула является традиционной, и каких-либо существенных сюрпризов сюжет не предусматривает. Поиски монстра и попытки вывести его из игры будут проистекать параллельно с поисками отбившихся племянников Клэр, и обаятельный герой Пратта будет принимать в обоих направлениях самое непосредственное участие.
Сюжетный костяк очень схож с фильмом Спилберга, что делает его весьма предсказуемым – это касается как поворотных точек сюжета, так и мотиваций персонажей. При таком раскладе особое внимание стоит уделить не интриге, существующей здесь лишь номинально, а добротной проработке конкретных зрелищных сцен. В этом плане фильм может похвастаться несколькими отличными эпизодами: будь то сцена с прозрачной сферой (которая получилась, наверное, самой напряжённой), массивная атака крылатых с воздуха или ночные гонки с велоцирапторами. Всё это выглядит весьма увлекательно, лишь ближе к финалу фильм несколько сдаёт позиции, предлагая довольно скомканную и не столь зрелищную развязку. Да и с логикой местами не всё гладко, но сильно придираться в данном случае желания нет, учитывая солидную зрелищную составляющую и приятных персонажей. Пусть характеры здесь не покидают пределы присущего блокбастерам формализма, это не мешает актёрам включить харизму по-максимуму. Особенно это касается главной экранной пары в лице Ховард и Пратта, чьи диалоги подкреплены весьма недурственным юмором. И здесь нельзя не вспомнить прошлый фильм Колина Треворроу, поскольку нашедший там отражение позитивно-романтический почерк режиссёра и здесь угадывается безошибочно. Ввиду этого даже наблюдается некоторое смещение акцентов с традиционных "семейных ценностей" в иную плоскость – постановщику не слишком интересно работать с характерами детей, зато сцены "мальчик-девочка" он обставляет с неподдельным энтузиазмом.
Как приятный летний аттракцион, "Мир Юрского периода" свою задачу исправно выполняет – другое дело, что в современных реалиях он не способен каким-то образом претендовать на жанровое откровение. Кажется, даже сами создатели это прекрасно понимают, иначе им не было бы нужды массировано бомбардировать зрителя многочисленными отсылками к творению Спилберга, пытаясь во что бы то ни стало пробудить щемящее чувство ностальгии. Отсюда и узнаваемая музыкальная тема, и предсказуемый сюжет, и схожие сценарные ходы. Но можно легко простить фильму некоторую вторичность – в конце концов, это достойное приключенческое кино: путешествие в новый парк оказывается действительно увлекательным и зачастую довольно напряжённым. Да и бережное отношение к наследию вызывает уважение.
Василий Марин
В кинотеатрах с 11 июня