Ровно год назад, в середине июня, за несколько месяцев до официальной премьеры, в сеть попал пилотный выпуск сериала «Константин», основанный на серии комиксов «Hellblazer». Начало ей положил небезызвестный Алан Мур («Хранители», «Лига выдающихся джентльменов», «Из ада»).
КОНСТАНТИН (CONSTANTINE)
2014, США, 43 мин.
Количество серий: 13
Жанр: сериал, ужасы, фэнтэзи
Режиссер: Ромео Тироне, Нил Маршалл, Джон Бэдэм, Ник Гомез и др.
В ролях: Мэтт Райан, Хэролд Перрино, Чарльз Халфорд, Анхелика Селая, Майкл Джеймс Шоу, Джонджо О’Нил
Насколько надо рехнуться, чтобы идти рядом со мной?
Попытка экранизировать историю британского экзорциста, алкоголика, циника и социопата, прототипом которому послужил молодой Стинг (а точнее его внешность), предпринималась и ранее. Современному миру она известна в виде фильма 2005 года с одноименным названием и с непонятно откуда взявшейся в русском прокате припиской «Повелитель тьмы». В «Повелителе» появились такие звезды как Киану Ривз, Рейчел Вайс, Тильда Суинтон, Шайа ЛаБаф и Петер Стормаре. Фильм был основан на одной из самых известных комиксных арок «Опасные привычки», однако за исключением этого факта, да еще и, пожалуй, того, что Джон там действительно был злостным курильщиком, каноничных деталей в ленте было крайне мало. Несмотря на подобную «вопиющую несправедливость и обман ожиданий», как потом восклицали многие критики, картина в общем-то пришлась зрителям по вкусу и собрала неплохую кассу по всему миру. Тогда же речь зашла и о сиквеле, но до настоящего момента никакой новой информации по этому поводу не поступало.
Несколько лет спустя ситуацией воспользовался канал NBC, решив перезапустить кусочек оригинальной вселенной DС Comics и подобрав для съемочного процесса внушительный актерский состав. Премьера была назначена на осень 2014 года, а именно на конец октября, но, само собой, съемки начались заранее. Пилотную серию поставил Нил Маршалл («Судный день», «Игра престолов»), в качестве главного сценариста и исполнительного продюсера выступил Дэвид С. Гойер, ответственный за множество сценариев, непосредственно относящихся к материалам DC (трилогия «Бэтмен», «Человек из стали»). Композитором первых серий был назначен Беар МакКрири («Агенты ЩИТа», «Ходячие Мертвецы»). На главную роль выбрали валлийца Мэтта Райана, до этого момента известный в киноиндустрии лишь по эпизодическим ролям в телевизионных сериалах и фильмах («Мыслить как преступник», «Липучка»).
Сюжет и комиксов, и сериала основан на истории частного детектива и знатока оккультизма и демонологии Джона Константина. Он отдает долги своим старым, а зачастую уже и мертвым друзьям, пытаясь защитить их родных от сил зла. До того момента, как действие начинает происходить в настоящем времени, Константин терпит неудачу в Нью-Касле. Он вызывает демона, чтобы спасти девятилетнюю девочку Астру, но полностью теряет контроль над ситуацией, вследствие чего девочка погибает, а демон, вызванный Джоном, забирает ее душу в ад. Этот случай серьезно подрывает психику Джона и обеспечивает ему множество кошмаров, в результате чего он попадает в лечебницу «Ravenscar». Далее, он получает очередную мистическую весточку и неохотно возвращается к своей работе «задавания аду жара».
Для любителей оригинального комикса, как обычно, были плохие и хорошие новости, для обычных заинтересовавшихся зрителей ситуация в целом выглядела более радужной. Константин в сериале действительно британец, действительно блондин с наклонностями социопата и грузом неподъемной вины, от которого он спасается с помощью алкоголя, черного юмора и цинизма. Также создатели шоу обещали задавать высокую планку для всевозможной «чернухи», насилия и саспенса. Крайне неприятный для фанатов момент заключался в том, что NBC строго придерживается антитабачной политики: канал ввел запрет на курение во всех своих программах. Для персонажа, который выкуривает в день не меньше пачки и едва не умирает от рака легких в оригинальном комиксе, это явно был удар ниже пояса. Однако шоураннеры явно были намерены стоять на своем, и ближе к середине сезона добились своего. Помимо множество изощренных и зачастую удачных попыток показать персонажа с зажженной сигаретой в зубах, Джону в конце концов даже позволили затягиваться на экране (несмотря на немалую долю абсурдности, это было радостное событие для тех, кто этого сильно ждал). Кстати говоря, до этого случился довольно забавный инцидент: исполнителя главной роли Мэтта Райана, который прилетел на съезд Комик-Кон в Сан-Диего, выгнали из отеля именно за курение в номере. Как выразился в своем твиттере сам актер, ситуация вышла довольно ироничной. В остальном же, Церон на всем протяжении шоу поддерживал очень активный контакт со зрительской аудиторией и свое обещание все-таки сдержал: аутентичность истории достигала вполне высокого уровня, в сериал ввели многих оригинальных персонажей, представили активные отсылки к предыстории Джона, а также показали множество известных по комиксам магических артефактов («Мы имели практически полный доступ к "оккультному уголку вселенной DC"»), используя для этого практически любую подворачивающуюся возможность.
После «слитого» пилота мнения зрителей разделились, кому-то казалось, что это совершенно не то, чего можно было ожидать, кому-то, что Мэтт явно уступает Киану Ривзу, кто-то уже отказывался смотреть из-за антитабачной кампании канала, а кто-то заходился в приступах восторга. После того, как в октябре первая серия вышла уже официально, особого консенсуса достигнуть так и не удалось. К тому же, серия вышла с измененным финалом, а подобная перемена мгновенно повлекла за собой и актерскую рокировку. Так, например, вместо Люси Гриффитс, игравшей дочь старого друга Джона, выдуманной сценаристами, компанию ему составила девушка-медиум Зед в исполнении Анхелики Селаи.
Дальнейшие эпизоды также мало что прояснили: создатели действительно старались не допускать ошибок в своей работе, а также постоянно улучшали качество всех составляющих проекта (доказательством может послужить все тот же пресловутый фидбэк от Церона и Гойера). Но несмотря на все их усилия и переменный успех (четвертую серию, например, называют настоящим прорывом и идеальным примером того, как «Константин» должен выглядеть, в то время как некоторые другие эпизоды назвали «проходными»), все продолжало лететь в бездну. Не спасали ни харизма актеров (в первую очередь Райана и Селаи), ни манипуляции персонажей, за которыми действительно интересно было следить, ни динамика самого шоу. И без того заметные сценарные промахи расползались по канве сюжета все дальше и шире, а после того, как канал принял решение сократить полный сезон с двадцати двух серий до тринадцати, последствия стали и вовсе необратимыми. Рейтинги продолжали падать, финал сезона в срочном порядке пришлось переснимать, многие начатые линии так и не получили должного развития, да и вся атмосфера напряженности, прямо скажем, не очень-то способствовала продуктивной работе.
В конце концов сезон закончился, и началось продолжительное и тревожное затишье: все ждали вестей от NBC, которые то открещивались от сериала, то снова брали его под свое крыло, то пытались передать под патронаж другим каналам. В конце мая наконец стало известно, что «Константин» не продлен на второй сезон и что в ближайшее время зрители могут не ждать никаких новых откровений на этот счет. Джон может появиться разве что в «Темной Лиге Справедливости» от Гильермо дель Торо, но этот проект, судя по занятости постановщика, может оказаться даже более затяжной перспективой.
В итоге – грустная правда. Джон, прошедший за всю свою долгую жизнь (а персонаж существует в реальном времени начиная с 1988 года) через огонь, воду, медные трубы, да и субстанции намного похуже, не сумел удержаться в современном мире. Мире, где на него не хватило времени и/или средств, а его главную идею замяли и извратили, несмотря на все старания тех, кто искренне пытался ему помочь и стоял буквально насмерть.
«Мы восхищаемся тобой потому, что ты видел столько тьмы, но у тебя всё ещё есть сердце, и ты не бросил всё это».
Cheers, cтарина Джон.
Анна Ентякова