В предыдущей части мы говорили о первом пике популярности Коннери, который пришёлся на 1960-е годы. Теперь же время иное, начало 1970-х: актер добровольно покинул франшизу о британском шпионе (уже второй раз!) и решил искать новое амплуа.
1971-1981
ОТ ДРАМЫ ДО ПРИКЛЮЧЕНИЙ
Огромное влияние на популярность Коннери оказала роль агента 007, хотя Шон, безусловно, проявил себя и в других жанрах. И вот, целое десятилетие актёр посвятил поиску – он желал найти новые образы в новых жанрах, раскрыть свой талант актёра. Как это у него получилось?
Примерно за полгода до старта шестого фильма с Коннери в роли Бонда – «Бриллианты навсегда» – летом 1971 года выходит картина «Плёнки Андерсона», режиссёром которой стал уже знакомый Шону Сидни Люмет. Скорее всего, жанр «Плёнок» можно определить как криминальная комедия. В фильме рассказывается история вышедшего на свободу вора Андерсона, который снова взялся за старое. Он берёт старых подельников, находит парочку новых, получает информацию от своей подружки Ингрид (её играет, кстати, Дайан Кэннон) о богатых соседях респектабельного дома, в котором она проживает, – кажется, что всё идеально. Ограбление совершается (а Коннери в чёрной маске, ага!), вор и его команда с мешками, набитыми ценностями, готовы уйти, но их настигает полиция. При просмотре этой ленты фильма часто возникает едкое ощущение чёрного юмора, порой над героями хочется злорадно хохотать. Воры, желающие вычистить дом богатеньких, зажравшихся людишек, предстают перед нами вовсе не как бунтари своей эпохи, а как пародийная группа клоунов, совершающая турне. Главная чёрная смешинка фильма – то, что все действия и слова Андерсона и компании записывались на аудио и видео, но устройства наблюдения спецслужб были направлены на совершенно других людей. Отсюда и название фильма – «Плёнки Андерсона», здесь мы видим, как новые технологии окажутся круче любого самого профессионального вора. Вероятно, правы те, кто говорит, что Коннери сыграл здесь альтер-эго Джеймса Бонда – идущего против закона, но столь же ловкого и обаятельного.
Следующий фильм с участием Шона оказался непростым для восприятия публикой. Речь идёт об «Оскорблении» 1972 года. Очень сложная детективная драма, повествующая о расследовании убийства маленькой девочки, сопряжённом с изнасилованием. Сержант Джонсон находит убийцу, который на допросе упивается тем, как выходит из себя Джонсон, впоследствии забивающий подозреваемого до смерти. Потом и сам Джонсон предстаёт на допросе перед лейтенантом Картрайтом. Как так случилось, что проработавший два десятка лет в полиции, видавший виды полицейский становится преступником? Очевидно, Сидни Люмет стремится показать нам много возможных ответов на этот вопрос: боль за погибшую девочку, смешанная в Джонсоне со страшным ощущением любви и привязанности к убитой; трагедия личной жизни, совершенно не удавшийся брак, когда говорить с любимой (а вдруг он вовсе её не любил?) женой абсолютно не о чем; наконец, банальное желание совершить возмездие, восстановить справедливость по древнему обычаю кровной мести, инстинктивно заложенному в каждом человеке… Фильм малоизвестен даже за рубежом, хотя Коннери стал его инициатором в рамках созданной им малой кинокомпании по контракту с United Artists, где было прописано, что после бондовской киноленты актёр должен сыграть ещё в двух. Выбор актера пал на «Должностное преступление» (второе название фильма), но зритель этого выбора не понял. Но стоит напомнить об этой ленте, сказав, что это одна из достойнейших драматических ролей в кино того времени и, безусловно, одна из лучших в карьере Шона Коннери.
В творчестве британца появились и детективные ленты. Не слишком значимой, но всё же интересной выглядит работа актёра в фильме «Выкуп» 1974 года. Он играет полковника спецслужбы Тальвика, который в аэропорту города Осло пытается вести разговор с террористами, захватившими прилетевший самолёт. Всё осложняется и тем, что сообщники террористов захватили тяжело больного британского посла в Норвегии. Здесь персонаж Коннери, несмотря на крайнюю ограниченность времени и серьёзные опасения за жизни людей, ведёт психологическую игру с захватчиками. В 70-е годы проблема терроризма уже стояла остро и создателей фильма обвиняли в спекуляции, желании заработать на весьма серьёзной тематике. Тем не менее, картина увидела свет, хотя особого коммерческого успеха не имела. Во всяком случае, любителям детективного жанра на этот фильм будет интересно взглянуть, ведь развязка истории с террористами не так уж проста, как она нам обычно видится со стороны.
Другой детектив – более классический – был, наоборот, весьма популярен в те годы, не утратив своего былого шарма и в наши дни. Речь идёт о фильме «Убийство в Восточном экспрессе» того же года по известному роману Агаты Кристи. Шон Коннери снова здесь встретился с режиссёром Сидни Люметом, мастером драматических сцен. А какие у него были коллеги по съёмочной площадке – Альберт Финни в роли Эркюля Пуаро, Ингрид Бергман, Энтони Перкинс! В этом известном произведении одним из подозреваемых пассажиров вагона, в котором было совершено убийство, являлся полковник Арбетнот – обаятельный, любвеобильный, но и хладнокровный, чопорный, но готовый в драке отстаивать честь и достоинство. Шону, надо признаться, этот образ весьма удался – после его исполнения в небольшой роли полковника сложно представить кого-то другого. В ансамбле с другими замечательными актёрами Коннери удалось внести свой вклад в этот фильм, ставший классикой кинематографа.
Следующая успешная лента в карьере Коннери – «Человек, который хотел быть королём» 1975 года. В немалой степени этому способствовал его дуэт с Майклом Кейном – это нужно запомнить, ведь в карьере Шона, как ни странно, будет на редкость мало действительно сильных мужских тандемов. Два искателя приключений и уголовники со стажем, главные герои из Индии отправляются покорять какое-то неведомое государство за Афганистаном, сказав там всем неграмотным местным, что они являются божествами. Но королём станет только один – «Секандер» – так назовут потомка Александра Македонского, вернувшегося на исторические владения своего отца (местные жители разглядят его в герое Коннери). Но мания величия, алчность, слабость к женскому полу сделают своё коварное дело – два наших героя будут вынуждены закончить свою фантастическую авантюру… Пожалуй, здесь можно увидеть редкое сочетание приключенческой ленты и элементов драмы. Можно ли достичь чего-то великого и высокого в жизни, если человеческие пороки неисправимы? Весьма актуальный и привлекательный вопрос, который ставится перед зрителем. Проникнутый человеческой философией и освежённый умеренной дозой приятного английского юмора, фильм не оставит равнодушным даже современного зрителя.
Фильм про «короля», бесспорно, яркий, но таким же кажется гораздо более скромно оценённый зрителями и критиками политический боевик «Следующий» 1976 года. Шон Коннери играет здесь дипломата Халила Абдул-Мухсена из Саудовской Аравии, прибывшего в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке. Он выдвигает почти утопичную идею для международной арены середины 1970-х годов – создание нового союза стран по добыче нефти вместо ОПЕК, в который войдёт Израиль, что вызывает ярость представителей арабских стран. Незадолго до назначения Халила в ООН загадочным образом убит его предшественник, Аль Шариф. Любопытно, что сыграл его Адольфо Чели – злодей Эмилио Ларго из четвёртого фильма бондианы «Шаровая молния» (1965). И теперь уже сам Абдул-Мухсен оказывается в опасности… Несмотря на то, что в Интернете ходит версия на 20 минут короче оригинала (который, по слухам, выглядит чуть более затянутым, но гораздо более логичным), даже короткая версия достойна просмотра. Это не просто политический боевик – сценарий открывает нам возможность увидеть и драматические нотки в героях, а также некое философское размышление о жизни. Одним словом, при всех холодных оценках картины, можно сказать, что это достойно просмотра – актёры, локации и музыка тогда ещё мало кому известного Майкла Кэмена делают своё дело.
Ещё один малоизвестный фильм с участием Шона Коннери – «Куба» 1979 года. По сути дела, это тоже политический боевик. Роберт Дэйпс, бывший военный (а ныне – наёмник для подавления военных конфликтов), приезжает на Кубу в 1959 году, когда режим генерала Батисты вот-вот падёт, а на его место придёт Фидель Кастро. Дэйпс нанят Батистой для того, чтобы помочь остановить революционера, но неожиданно встречает Алехандру, которую он ещё совсем молоденькой девушкой любил в годы Второй мировой войны в Северной Африке. Как и в случае со «Следующим», здесь есть мелодраматический момент, являющийся изюминкой совершенно типичного боевика на тему сложной политической баталии, коими полон весь XX век. Но здесь девушка не является участницей событий, она скорее дополняет их. Тем не менее, именно её взаимоотношения с главным героем интереснее всего наблюдать в фильме, поскольку как таковые боевые действия показаны мало и не впечатляюще. Примечательно, что американская картина показывает предреволюционную Кубу, причём в пользу приходящего Кастро, а не уходящего Батисты. Интересующиеся историей смогут найти для себя что-нибудь занимательное в социально-политических пассажах фильма и попутно проникнуться человеческими отношениями героев. Коммерческого успеха картина не имела, сценарий ее дорабатывался по ходу съёмок, но яркости она всё же не утратила.
И вот Шон перешёл рубеж 1970-1980-х годов. Настали 80-е… В 1981 году Коннери выступает в необычном для себя жанре фантастики – «Чужая земля». XXI век, спутник Юпитера Ио, рудник, занятый горнодобывающей компанией, где трудятся не самые лучшие представители человеческой цивилизации. Именно туда прибывает по назначению шериф Уильям О’Нил, замечая, что добыча руды увеличивается, но увеличивается также число жертв среди рабочих.. Оказывается, местное руководство даёт рабочим допинг, через какое-то время оканчивающийся для них смертельным исходом. Шериф берётся расследовать происходящее, но сколько у него трудностей… В фильме есть сильные драматические ноты – семья Уильяма отправляется домой, на Землю, не зная, когда увидит его снова, сам шериф изредка связывается с женой и детьми, а единственный человек, который решается помочь Уильяму в расследовании, – местная медсестра. Фильм не так однозначен, как кажется, и уж точно не является проходным в карьере Коннери, хотя, как и предыдущие две ленты, не блещет кассовыми сборами и положительными отзывами зрителей.
Итак, можно подвести итоги периода 1971-1981 в творчестве Шона Коннери. Получилось ли найти альтернативы агенту 007? Если смотреть на кассовые сборы, отзывы прессы, критиков и зрителей того времени, то мы вряд ли найдём что-то в оправдание поисков – если мнения были положительными, то очень скромными, если отрицательными – то очень резкими… Но если посмотреть на это иначе? Именно с той стороны, что Коннери пытался создавать новые образы в каждом фильме? Тогда мы получим, пожалуй, три основательных типажа, помимо сложившегося в 1960-е британского секретного агента: страж закона, стоящий на защите интересов граждан (сержант Джонсон в «Оскорблении», полковник Тальвик в «Выкупе», шериф Уильям О’Нил в «Чужой земле»); авантюрист, готовый пойти на самое безрассудное в жизни дело (Андерсон из «Плёнок Андерсона», полковник Арбэтнот из «Убийства в Восточном экспрессе», Дэниел Дрэвот из «Человека, который хотел быть королём»); наконец, политический деятель, идущий на опасную для жизни акцию (Халил Абдул-Мухсен из «Следующего», Роберт Дэйпс из «Кубы»). Поэтому можно сделать весьма спорный, но, напрашивающийся вывод – поиск альтернатив в 1970-е годы Шону Коннери удался, они были найдены и сформировались в совершенно самостоятельные от бондианы образы.
Но вот Шону поступает одно крайне интересное предложение, поддержанное известным режиссёром Ирвином Кершнером и соавтором сценария фильма бондианы «Шаровая молния» Кевином МакКлори. Неужели это – переворот в карьере Коннери в начале 1980-х? Об этом поговорим в третьей части нашей эпопеи о британском актёре…
Илья Стрекалов