Top.Mail.Ru
25-й кадр / За кадром / Актеры против сценаристов
Автор: Игорь ТалалаевДата: 28.08.2015 12:07
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
Сценарист – самый несчастный человек в кинопроизводстве. В отличие от актеров, которые все время в кадре, и режиссеров, чье имя на слуху, сценаристов редко кто знает по имени и почти никто не знает в лицо. Если их работа сделана отлично, все похвалы достаются постановщикам. "Обидеть артиста может каждый".

Позволю себе немного "пожевать" эту тему.

С одной стороны, сценаристам можно позавидовать – сидишь себе в удобном кресле и сочиняешь классную историю, над воплощением которой будут работать десятки или сотни людей (если повезет). Т.е. работа ограничена исключительно твоей же фантазией - ну разве не мечта?! Однако, выясняется, что существуют возрастные ограничения, временные, финансовые - порой изголяться, чтобы угодить продюсерам и режиссеру приходится так, что от первоначального текста мало что остается. Но это тоже интересный процесс - адаптировать текст, отреагировать на изменившиеся обстоятельства, принять вызов, брошенный людьми "сверху". Да, это может быть неприятно, это может казаться рамками, которые сдерживают настоящее творчество и искусство, но с этим вполне можно примириться, если правки диктуют профессионалы своего дела, а за работу сценарист получает солидные деньги. К тому же "рамки" могут простимулировать работу мозга, в результате чего сценарий станет еще интереснее (кому любопытно - изучите создание легендарного "Назад в будущее").

В конце концов, это работа, а клиент всегда прав (даже когда не прав). И на площадке все равно главным остается режиссер, именно его видение картины является основным. Режиссер может уволить сценариста и нанять другого, он – босс. И студия - босс. А еще бывает, что даже актер - босс. Причем, некоторые исторические прецеденты показывают, что актер может оказаться куда более крупным боссом, чем сам режиссер, что приведет к отставке постановщика (помните же, как погнали Андрея Кончаловского со съемок "Танго и Кэш"?). Так что положение сценариста и вовсе незавидно, жаловаться не на что – результат творческих мук оплачен, получайте свой текст (даже если интересную историю приходится под давлением заказчика превращать в откровенно убогую). Но все же меня коробит, когда в дело сценариста суется именно актер.

Одно дело, когда устраиваются общие мозговые штурмы со съемочной командой, а недостаточно прописанные персонажи благодаря усилиям исполнителей ролей обретают глубину и характеры. Но если какая-то звезда вдруг заявляет: "Я не буду делать то-то и то-то" – внимание, звенит тревожный колокольчик. И речь вовсе не о какой-то постыдной или опасной сцене (для этого существуют дублеры и каскадеры), а просто о принципе. "Я не хочу делать это, мне это не подходит". Можно представить, что такое заявляет какой-нибудь условный Том Круз (но только условный, ведь реальный Том Круз – большой профессионал, любимчик режиссеров и настоящий эксперт кино, а потому никогда такого не заявит), но куда страшнее, когда подобные заявления звучат из уст, скажем так, менее разбирающихся в процессе людей.

Недавно я перечитывал интервью Джии Сковой (не пугайтесь, я люблю время от времени перечитывать случайно выбранные тексты)... и оно меня несколько напугало. Помимо вполне понятного и даже естественного желания представить себя в наиболее выигрышном свете, уроженка России, строящая карьеру на Западе, в частности заявила вот что: "Известность имеет и свои преимущества: теперь, подписывая контракт, я вношу пункт о том, что могу переписывать сценарий и вносить правки. Кроме того, я могу изменять своих персонажей, что для меня как для актрисы крайне важно."

Мне одному кажется, что это ужасно? Какой-то бедолага-сценарист писал, старался, но затем приходит актриса и запросто переписывает сценарий? И режиссер это терпит? А если каждый актер начнет переделывать сценарий и персонажей под себя, то что из этого получится?

Можно представить, что актер, воплощая персонажа в жизнь, понимает его и, возможно, чувствует даже глубже, чем режиссер или сценарист. Поэтому обратная связь должна только приветствоваться – свежий взгляд со стороны (или изнутри – если вам угодно) способен даже помочь, исправить текст, улучшить его, сделать сценарий более убедительным и живым. Но эта обратная связь должна присутствовать в виде совета, диалога, но не ультиматума. Ведь несмотря на погружение в роль, актер не видит и не чувствует всю историю целиком в той же степени, что сценарист и режиссер.

Мой собственный скромный опыт написания сценариев не позволяет мне называться сценаристом – зато я искренне им симпатизирую и переживаю за них, понимая, что фундамент фильма закладывается именно в десятках переписанных версий скрипта, в многочасовых дебатах о сюжете и персонажах, где разбор фундаментальной сверхзадачи произведения может соседствовать с обсуждением смысла одной единственной фразы. Это увлекательный, местами нервный, но все равно приятный процесс. И он тем приятнее, чем больше у сценариста прав. Например, если режиссер не получает гонорар, то он оказывается в гораздо более выгодном положении – ведь текст принадлежит ему, а значит он обладает правом вето и способен разговаривать с режиссером на равных, что приводит к действительно качественным компромиссам. Ведь если режиссеру не нравится текст – он не будет по нему снимать, а если сценаристу не нравится намерение режиссера, он не даст добро на использование текста. Получается ситуация, в которой легко можно зайти в тупик... или найти неожиданное и интересное решение.

А актеры... с ними тоже можно дискутировать, если позволяет время. Но они должны помнить, что в хорошем сценарии нет ничего лишнего, и даже вскользь брошенное одним из персонажей второго плана слово имеет определенное значение. Сценарий – это система отношений персонажей, в которой малейшее изменение порой грозит разрушением всей конструкции. Помню, как из-за удаления буквально одной (!) казалось бы несущественной фразы, которая мозолила глаза режиссеру, под угрозой оказывалось несколько страниц сценария, терявших всякую логику. Впрочем, наверное, это уже несколько другая история, а пока просто попрошу всех актеров, которые (ну а вдруг?) читают сей текст: пожалуйста, пусть каждый занимается своим делом. Пожалейте сценаристов. И тогда они, возможно, пожалеют вас. :)

Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 502 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio