Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Пэн: Путешествие в Нетландию (Pan), 2015
Автор: Анна ЕнтяковаДата: 08.10.2015 04:03
Разместил: Юлия Талалаева
Комментарии: (0)

ПЭН: ПУТЕШЕСТВИЕ В НЕТЛАНДИЮ (PAN)
2015, США, Великобритания, Австралия, 111 мин.
Жанр: фэнтези, приключения, семейный
Режиссер: Джо Райт
В ролях: Хью Джекман, Леви Миллер, Гаррет Хедлунд, Руни Мара, Адиль Ахтар



В последние годы большие экраны заполнило огромное количество переосмыслений классических сказок, ремейков старых мультфильмов и прочих киноподелок. Тенденция, само собой, двойственна и имеет как свои плюсы, так и минусы. К преимуществам можно отнести технический прогресс, способный сотворить чудо с визуальной стороной фильма, а также оригинальные идеи, действительно раскрывающие старых героев с новой стороны. В свою очередь недостатки проявляются гораздо масштабнее, да и риск наткнуться на подводные камни возрастает многократно. Например, переложение известных и давно любимых историй может восприниматься зрителями в штыки, а желание прыгнуть выше своей головы и превзойти оригинал зачастую выливается в игру «добавь всего побольше, поярче и погромче», вследствие чего получается не фильм, а невнятная мешанина из всего подряд. В конце концов, сценарий может сильно уступать своему предшественнику, из-за чего лента будет выглядеть либо сырой, либо откровенно вторичной.

Мир узнал историю о мальчике, который не хотел взрослеть, более ста лет назад. В самой последней ее версии сюжет разворачивается в Англии во время Второй мировой войны. Питер, который отличается искренностью, верой в лучшее и тем нахальным озорством, которое может быть только у маленького мальчишки, живет в приюте, недоедает и занимается самой грязной работой. В одну из ночей город начинают бомбить, но вместо того, чтобы спускаться в убежище, Питер и его лучший друг Нибс отправляются в кабинет старшей настоятельницы и, помимо гор еды, которую злобная мегера забирает себе, находят настоящий клад золотых монет. Ребята не теряются и, взяв понемногу всего, отправляются дальше – в подвал, где хранятся их личные дела. Там, в папке со своим именем Питер находит письмо от матери, ждущей его «в этом мире или в другом». На следующий день, сопоставив загадочное исчезновение сирот и появление золота, мальчишки понимают, что детей кому-то продают, и решают выяснить кому именно. Ночная слежка прерывается внезапным появлением разукрашенных пиратов, и вот огромный летающий корабль уже уносит их в страну Нетландию (всех, за исключением Нибса, который успевает спрыгнуть в самый последний момент). Так начинается очередное приключение Питера, который на этот раз должен раскрыть тайну своего происхождения, научиться летать, отыскать загадочное королевство фей и свою маму, а также стать избранным – Пэном – самым храбрым воином племени. Но что самое главное, он должен осуществить пророчество и победить захватившего Нетландию Черную Бороду.

Звучит многообещающе, но выглядит это скучно и затянуто: сюжет примитивен и абсолютно прямолинеен, мотивы героев банальны, а карикатурность образов вгоняет зрителя в состояние между жгучей тоской и неловким замешательством. Нарочитая театральность и пафосность сквозит во всем, начиная от внешнего вида персонажей и заканчивая нравоучениями и разговорами, которые в основном сводятся к вопросу «а достоин ли Питер?». К тому же, иногда все пытаются петь (слава богам, не слишком часто), и если в оригинале кавер на нирвановскую «Smells like teen spirit» приходился к месту и по контексту, и по настроению, то дублированная версия портит все впечатление. Во-первых, переведенный текст не отражает изначальной задумки, во-вторых, даже мотив в таком переложении угадывается довольно смутно. Подобные проблемы с музыкальным сопровождением возникают по ходу всего фильма: треки либо не совпадают с происходящим по смыслу, либо имеют абсолютно отличное от ленты настроение, а их выбор и вовсе кажется случайным. Меркьюри и «Show must go on, «Teen Spirit» от Nirvana - отсылки очевидны, но их уместность все же оставляет желать лучшего.

К наивному рассказу о становлении героя периодически примешиваются намеки на романтические отношения между предводительницей аборигенов Тигровой Лилией и сбежавшим шахтером Крюком. В большинстве эпизодов это выглядит неплохо, но в контексте всей истории лишь отвлекает и способствует рассеиванию внимания. Смотрится это странно и статично: действие оставляет Пэна в какой-либо ситуации, внезапно переключаясь на пару Крюк и Лилия, далее следует стандартная схема «неудачная шутка и/или провалившийся флирт», а затем сюжет опять возвращается к Пэну, заставая его в тот же момент времени и в том же месте.

Непонятна и целевая аудитория – для маленьких детей здесь слишком много жестокости и насилия, пусть даже расстрел аборигенов заканчивается не кровавым месивом, а взорвавшимся облаком цветной пыли. Сбрасывание ни в чем не повинных детей в глубокие ущелья, избиение пиратов всем, что попадается под руку, тяжелейший труд в шахтах… Да, жестокость почти всегда была неотъемлемым атрибутом сказок, но в данном случае при рейтинге 6+ наглядность – не слишком удачный ход. Шутки также скорее рассчитаны на взрослую аудиторию, взять хотя бы отличное «Я иногда вру. Это значит быть взрослым», отпущенное Крюком. Люди постарше явно понимают, что именно он имеет в виду, когда для детей подобное высказывание может стать прямой инструкцией к не слишком примерному поведению. Но парадокс: помимо шуток и неоправданной жестокости для взрослых и более-менее искушенных зрителей здесь не находится ничего, на чем действительно стоит заострить внимание.

Нельзя сказать, что «Пэн» плох всем, здесь есть достаточно внятные и радующие сердце отсылки к оригинальному произведению, отличный визуал и местами очень бодрый экшн (например, восхитительна самая первая сцена с летающим кораблем). Но в то же время масштабные и разрекламированные эпизоды пролетают чрезвычайно быстро, а батальные сражения выглядят стандартно и маловразумительно. С кастом тоже не все гладко: достаточно сильный актерский состав был одной из основных причин возлагать надежды на «Пэна», однако герои тут полностью соответствуют общей концепции картины, пафосной и бестолковой. В итоге, мы имеем карикатурных и уродливых сестер настоятельниц в приюте, гротескового злодея с кучей приспешников, слишком вертлявого и смазливого Крюка. Переигрывают все, и единственными персонажами во всем этом балагане, производящими впечатление относительно адекватных, являются Пэн с его гипертрофированной, но все-таки находящейся в пределах нормы наивностью, и Тигровая Лилия.

Довольно досадно признавать, что вместо ожидаемой предыстории, не менее чудесной и волшебной, чем сам оригинал, большинство зрителей получит разочаровывающую и фальшивую пародию на сказку, бесплодно эксплуатирующую старые и всеми любимые мотивы. Между героями существует лишь формальное подобие отношений, за которыми ничего не чувствуется. Новый «Пэн» слишком наивен и не сбалансирован, пуст и вторичен. Он одновременно напорист и невнятен – безусловно, провальное сочетание для детского фильма, особенно посвященного мальчику, который ни за что на свете не хотел жить скучно и заурядно.

Анна Ентякова

В кинотеатрах с 8 октября
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 323 гость(ей) : Игорь Талалаев
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio