БАГРОВЫЙ ПИК (CRIMSON PEAK)
2015, США, 120 мин.
Жанр: ужасы, фэнтези, триллер, драма
Режиссер: Гильермо дель Торо
В ролях: Миа Васиковска, Джессика Честейн, Том Хиддлстон, Чарли Ханнэм, Джим Бивер
Юная Эдит живет в Баффало вместо с отцом, добившимся успеха в строительном бизнесе. Девушка красива, умна, пишет собственные романы и в лучших традициях свободной, независимой и романтичной героини презирает стремление общества к роскоши, власти и бракам с титулованными особами, позволяющими попасть в высший эшелон. Но вот незадача, в городок вместе со своей сестрой Люсиль приезжает молодой Томас Шарп - красавец, баронет и владелец поместья под загадочным названием «Багровый пик» в далекой Англии. Зловещее название объясняется крайне просто – дом стоит на месторождении красной глины, которая, смешиваясь с землей и снегом, придает почве кровавый оттенок. Томас и Эдит неожиданно друг для друга влюбляются, затем женятся и, к вящему, но в целом бесконфликтному недовольству Люсиль, переезжают в фамильное поместье Шарпов. Которое, как выясняется, хранит множество тайн… История об особняке, полном призраков прошлого и настоящего, получает несомненно интригующую и достойную внимания авторскую интерпретацию.
Мистер дель Торо и на этот раз играет архетипами, облекая их то в плоть и кровь, то в менее земные материи, однако именно их чрезмерная топорность делает историю увлекательной, а избитые, казалось бы, метафоры обретают в этом контексте новое звучание. Хиддлстон тут будто бы копирует собственный образ из «Выживут только любовники», только вот на этот раз готика уходит корнями не в пост-индастриал Детройта, а туда, где ей и предназначено находиться – в Европу, а точнее в Англию викторианской эпохи (хотя Америка в повествовании тоже займет свое законное место). Покорный и инфантильный Томас, выглядящий словно агнец, ведомый на заклание, прекрасно оттеняет свирепую страстность Люсиль и даже мимолетно проскальзывающая в его чертах имитация жестокости и коварства совершенно не способна никого обмануть. Героиня Васиковски же здесь скорее выступает в качестве катализатора, запускающего установленный процесс кровных отношений. Однако ее влияние на всех участников оказывается неожиданным и чрезмерно сильным, из-за чего давно отлаженный механизм внезапно дает сбой.
Управляя героями как марионетками, Гильермо подводит их к давно обозначенному Рубикону, заставляя их повиноваться древнейшим и хаотичным Эросу и Танатосу, и выдавая одновременно отчаянный, но не лишенный иронии, авторский манифест на тему того, что возможно любовь действительно побеждает все. Старательно возводя романтическую линию на сломе эпох и условных руинах цивилизации, помещая основное действие в дом, который, по заверению самих героев медленно проваливается в ад, дель Торо не забывает уделять огромное внимание мелочам. Он создает дышащее символизмом полотно, наполняя его метафоричными деталями с такой же точностью и ясностью, с которой вкладывает в героев олицетворяющие их желания.
Помимо неплохих актерских работ и наполненности символами, «Пик» может похвастаться и великолепной картинкой, умело выдержанной в духе эпохи. Мрачная фантазия, готическая мистерия, викторианский хоррор – все эти определения просто не существовали бы, не будь у «Багрового пика» впечатляющей визуальной составляющей. Игра на контрасте между Новым и Старым Светом проявляется и в роскошных интерьерах, и в одежде, и в цветовой палитре кадра. Холодные оттенки противопоставляются теплым цветам, английский неоготический особняк - американским зданиям в классическом стиле, а впечатление упадка и опустошенности - буквально физическому ощущению тяжелой роскоши. Великолепные натурные виды и интерьеры помещений, костюмы героев - каждая деталь, проявляющая на экране в той или иной момент времени, приковывает взгляд и требует тщательного изучения. Возможность сделать это безотлагательно предоставляется зрителю в полной мере: кажется, создатели сами не могут отвести взгляд от конечного результата.
В своем повествовании дель Торо дрейфует от хоррора к романтической линии, периодически приправляя сюжет жесткими, откровенными, а иногда и просто абсурдными сценами. Он разыгрывает этот спектакль с маниакальной тщательностью, четко следуя всем законам жанра и не сильно сбиваясь с заданного им же самим курса. Атмосфера искусно поддерживаемого саспенса постепенно сменяется кадрами неминуемой и жестокой расправы - сочетание, в итоге приводящее к нервно-истерическим смешкам зрителей и к простому, но ободряющему выводу: «Багровый пик» - явление в кинематографе столь же неоднозначное, сколь и необычное, в равной степени легко предсказуемое, но не лишенное ни отчасти девиантного задора, ни утонченности.
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 15 октября