ВИКТОР ФРАНКЕНШТЕЙН (VICTOR FRANKENSTEIN)
2015 США, 109 мин.
Жанр: ужасы, фантастика
Режиссер: Пол МакГиган
В ролях: Дэниэл Рэдклифф, Джессика Браун-Финдли, Бронсон Уэбб, Джеймс МакЭвой, Дэниэл Мейс
Готический роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» британской писательницы Мэри Шелли, опубликованный в 1818 году, стал если не феноменом, то уж точно знаковым событием в литературе того времени. Монстр, созданный доктором Франкенштейном, и по сей день вдохновляет режиссеров и постановщиков на переосмысление вопросов, затронутых автором – противостояние науки и природы, живого и неживого.
Самый первый «Франкенштейн» был снят в 1910-м и с тех пор экранизации литературного первоисточника следовали сложившейся традиции – акцентировать повествование исключительно на монстре, но никак не на его создателе, присутствовавшем в сюжете лишь потому, что без него появление этого существа на свет было бы невозможно. Однако картина, снятая Полом МакГиганом, отступает от привычных канонов, и сюжет выстроен вокруг Виктора Франкенштейна, одержимого идеей оживления мертвой материи, и его помощника Игоря, с ужасом наблюдающим, куда заходят эксперименты доктора. Казалось бы, эта интересная сюжетная особенность пойдет на пользу всей киноленте в целом, однако спустя какое-то время зритель приходит к заключению, что история, хоть и рассматриваемая под другим углом, балансирует на грани грандиозного провала.
Если в вышедшем в 2013 году фильме «Я, Франкенштейн» события происходят в современности, то действие киноленты «Виктор Франкенштейн», напротив, переносит зрителя в Британию XIX века, что, стоит признать, добавляет картине некоего шарма. Тем не менее, фильму, позиционирующего себя как «готический», катастрофически не хватает мрачности и напряженности, и компенсировать этот промах не может даже будоражащее музыкальное сопровождение. Как и в большинстве фантастических блокбастеров, упор делается не на смысловую нагрузку, а на зрелищность и спецэффекты, которые, однако, никак не могут похвастаться новизной – стилистикой и атмосферой картина очень напоминает «Шерлока Холмса» Гая Ричи, а некоторые сцены заставляют с ностальгией вспомнить «Ван Хельсинга». Поначалу за происходящим на экране зритель наблюдает с вежливым интересом, который быстро переходит в нарастающую скуку и раздражение – скучное начало, никак не связанное с философией возвращения из мира мертвых, сменяется затянутой и невнятной серединой, и наконец, переходит в десятиминутную кульминацию, смотреть которую уже не остается сил.
Серьезный недостаток картины заключается в том, что сценаристы так и не смогли определиться, кто из героев главный, а кто второстепенный. Хоть кинолента и называется «Виктор Франкенштейн», самому доктору в ней уделяется не так уж много экранного времени. Сюжет выстроен таким образом, что пытается рассказать историю всех героев, но при этом повествование не останавливается на них настолько, чтобы у зрителя сложилось впечатление о каждом персонаже и его мотивах. Джеймс МакЭвой, хоть и не демонстрирует гениального перфоманса, в роли безумного, но убежденного в своей правоте доктора выглядит на порядок убедительнее своих коллег. Однако Дэниэл Рэдклифф, после завершения небезызвестной франшизы сложивший в свою копилку несколько хороших ролей, вконец добивает зрителя безобразной актерской игрой и сводит на нет все усилия МакЭвоя вытянуть фильм.
Полное разочарование приносит и сам монстр Франкенштейна, появляющийся в кадре уже ближе к кульминации картины. Представшее перед зрителем плохо прорисованное существо, больше похожее на чудовищного робота, чем на «человека», с полным отсутствием интеллекта и единственной целью – убивать все, что движется, имеет мало общего с «монстром» из предыдущих киноадаптаций, которому хотелось сопереживать и сочувствовать.
Фильм «Виктор Франкенштейн» – яркий пример того, как, казалось бы, интересную сюжетную идею можно убить топорным исполнением. Мрачную и жуткую историю об экспериментах доктора Франкенштейна удалось превратить в невменяемый экшен-фильм со скомканным сюжетом и нелепыми взрывами. Картине отчаянно не хватает глубины и связи со зрителем, которого так и не удалось затянуть в полный ужаса и страха мир Британии XIX века. Один из самых ожидаемых фильмов осени и одно из главных разочарований этого года.
Любовь Литовченко
В кинотеатрах с 26 ноября