УЖАСТИКИ (GOOSEBUMPS)
2015, США-Австралия, 103 мин.
Жанр: фэнтези, комедия, приключения
Режиссер: Роб Леттерман
В ролях: Дилан Миннетт, Одейя Раш, Джек Блэк, Эми Райан, Джиллиан Белл, Райан Ли
Популярный детский писатель Р. Л. Стайн является автором нескольких сотен книг, преимущественно ориентированных на молодую аудиторию - автора нередко называют "Стивеном Кингом детской литературы", что характеризует его произведения как пугающие, но в тоже время легкие и ироничные. Именно такого настроения старался придерживаться Роб Леттерман в перенесении многочисленного литературного наследия на экран. Сразу стоит отметить тот факт, что "Ужастики" не совсем обычная экранизация - создатели не стали фокусироваться на какой-то конкретной книге, а слепили своеобразный мэшап из множества созданных писателем злобных тварей, объединив многих из них в новою историю. Причем, сделав самого писателя одним из главных героев.
Однако начинается картина без какой-либо мистики: Зак (Дилан Миннетт) переезжает из большого города в скучную, как ему кажется, провинцию, поскольку его мать должна занять место завуча в местной школе. Но знакомство с таинственной соседкой Ханной (Одейя Раш) не заставит себя ждать, и весьма скоро новое место жительства кажется парню не таким уж и несносным. Вот уже на горизонте начинают маячить робкие намеки на романтику: подростки общаются в привычной для подобного кино манере, однако отец девочки совершенно не в восторге от ее нового приятеля - он сыплет угрозами и вообще выглядит скользким и подозрительным типом. Нетрудно догадаться, кто скрывается за его надменной маской, но Зак пока ничего не знает о тайне писателя, о его книгах и опасностях которые таятся внутри них и считает, что его подруга нуждается в помощи. Попытки Зака разобраться в том, что происходит, и последующий расклад способствуют вплетению множества комичных эпизодов, самым удачным из которых является появление копа с его неопытной, но трудолюбивой напарницей. На долгую завязку без монстров потрачена практически треть хронометража, но проблемы в этом нет: эта часть даже получилась в некоторых аспектах удачнее второй половины, когда тайна писателя становится явной, и править балом начинает спонтанный экшн.
Весьма недурственные диалоги с приятными шутками являются отличным подспорьем для уверенной работы молодых актеров, ну а о профессионализме Джека Блэка в роли самого Стайна и говорить не приходится. Тем более что одним лишь юмором все здесь не ограничивается: есть несколько проникновенных эмоциональных эпизодов, и присутствует явственно очерченная мораль, которая взрослому зрителю может показаться несколько наивной, но для юных кинолюбителей, на которых и сделана ставка, будет в самый раз. Первая треть ленты, лишенная мистики, держится на харизме главных действующих лиц, и, к счастью, этого заряда хватает и на оставшуюся часть фильма, в которой сюжету не достает изобретательности, и картина, несмотря на такое разнообразие монстров, выглядит очень стандартной для подобного подросткового кино. Впрочем, это касается сюжетной механики, но не атмосферы. Касательно последней нельзя не отметить очень дорогие многим нотки олд-скула, на которые ориентирует помимо прочего еще и то, что далеко не все фантастические твари созданы посредством CGI, и довольно часто мы имеем дело с натуральной бутафорией. В ту же копилку идет и характерный скор Дэнни Элфмана, идеально дополняющий общее настроение.
И все же "Ужастики" держатся отнюдь не на визуальных эффектах, а в первую очередь на актерах - что вдвойне приятно. Если дети и подростки могут быть более лояльны, то для взрослого зрителя в таком кино вполне достаточно одного-единственного персонажа сомнительной харизмы, чтобы испортить все веселье, но здесь в этом плане придраться не к кому. У фильма, как это часто бывает, есть проблемы в середине, где он становится монотонным и однообразным, но, к счастью, очень приятный финал все же берет свое. Учитывая сколько уже существует подобных фэнтезийных историй, комбинирующих на экране легкий налет ужаса и позитивную атмосферу, "Ужастики" вряд ли станут классикой, но свои целевые функции картина исправно выполняет. Да к тому же снята она с подлинным азартом и обезоруживающей искренностью - а это дорого стоит.
Василий Марин
В кинотеатрах с 3 декабря