Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Дипан (Dheepan), 2015
Автор: Александр ГофманДата: 16.12.2015 07:12
Разместил: Юлия Талалаева
Комментарии: (0)

ДИПАН (DHEEPAN)
2015, Франция, 109 мин.
Жанр: драма
Режиссер: Жак Одиар
В ролях: Джесутасан Антонитасан, Калиеасвари Сринивасан,Клодин Винаситамбу, Венсан Ротье



Не так давно до российских кинотеатров добрался каннский лауреат – «Дипан» Жака Одиара, культурное событие таких масштабов, что и тень «Золотой Пальмовой ветви» довольно быстро теряется в складках стройного сюжета. Сюжета очень простого, на первый взгляд – даже незамысловатого: гражданская война в Шри-Ланке окончена, матерый повстанец, решив, что с него довольно, берет себе новое имя, мгновенно обзаводится фальшивой семьей (из практического интереса) и прилетает жить в один из неблагополучных кварталов Парижа.

В свою очередь, неблагоприятные кварталы Парижа со стороны действительно выглядят как неблагоприятные кварталы Парижа: обшарпанные стены заплеванных подъездов, сломанный лифт и толпа местных наркоторговцев, недобро шарящих глазами по грузной фигуре бывшего вояки. Один из них – только что вернувшийся из тюрьмы – заводит странные отношения с его «женой», девочка идет в школу, сам Дипан нанимается разнорабочим. И кажется, что жизнь налаживается, пока в паре метров от дома не начинают свистеть шальные пули…

Конечно, подчеркнуто выбивающаяся из канвы «фестивальщины» завязка и распри по поводу злободневного драматургического конфликта первое время все-таки заставляют рассматривать главных героев чуть ли не под микроскопом, но «Дипан» мало того, что вообще не об этом, ближе к середине вовсе выпадает из шумного культурного поля, выбрасывая в пространство тикающий хронометр бомбы замедленного действия.

И здесь, кажется, сошлись все ключевые составляющие одиаровкой фильмографии – шефство, переходящее в интимную сферу, бытовой коллаборационизм и криминальная интрига как двигатель сюжета. Причем в очередной раз заметен интерес француза к американской классике – если «Мое сердце биться перестало» был честным римейком «Пальцев», то здесь автор изящно микширует «Таксиста» с «Первой кровью», заменив сутенеров на барыг, а Ричарда Кренну – на контуженного одноглазого полковника.

Примечателен и тот факт, что на этот раз Одиар набрал непрофессиональных актеров, предпочтя урокам Станиславского школу жизни: так Джесутасан Антонитасан (чувствуйте, как напрягся Апичатпонг Вирасетакул?) играет практически самого себя, сглаживая грубость приземленным реализмом. Он одинаково убедителен и в яростной кульминации, и в центре семейного интерьера, и даже когда крайне неловко сортирует почту. От него не отстает и женский каст – и если девочка все больше давит на эмоцию, то Сринивасан блестяще передает момент отстраненной вовлеченности в отношениях с харизматичным уголовником.

Но главное – «Дипан» уверенно выходит за рамки социального высказывания, перебивая актуализм лихорадочными сновидениями, а ницшеанский подтекст (наш удел – человеческое, слишком человеческое) – точечной эскалацией экранного насилия. Простота посыла таит в себе отчаянный, честный и метафорически выверенный рассказ о том, что если от войны, наверное, все-таки сбежать можно, то вот от самого себя – уже вряд ли.

Не лучший фильм Жака Одиара, но вне всяких сомнений – один из этого года. Кто не посмотрит, не взирая на возможность – тот дурак.

Александр Гофман
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 442 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio