ГОРДОСТЬ И ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ И ЗОМБИ (PRIDE AND PREJUDICE AND ZOMBIE)
2016, США, 107 мин.
Жанр: ужасы, боевик, мелодрама
Режиссер: Бёрр Стирс
В ролях: Лили Джеймс, Сэм Райли, Белла Хиткот, Джек Хьюстон, Лина Хиди, Мэтт Смит
Роман Сета Грэма-Смита, вышедший в 2009 году и носящий провокационный заголовок «Гордость и предубеждение и зомби» в свое время породил целый шквал критики. На два противоборствующих лагеря разделились и литературные критики, и обычные читатели и даже те, кто ни новоявленное произведение, ни оригинал Джейн Остин в жизни не держал в руках. Возгласы негодования и крики о «покушении на святое» в основном смешивались с иронично-уклончивыми ремарками от любителей жанра mashup и тех, кому просто пришелся по душе столь бурный отклик на крайне несерьезное, в общем-то, произведение. Одно можно сказать точно: книга Грэма-Смита, вольной фантазии которого хватило на то, чтобы населить Англию времен Остин толпами живых мертвецов, а сестер Беннет сделать экспертами в восточных единоборствах, точно не осталась незамеченной.
Неудивительно, что произведением вскоре заинтересовались киноделы: какой простор для творчества! Слухи о производстве картины то разгорались, то затихали на протяжении нескольких месяцев. Иногда всплывали подробности о касте, к слову, довольно интригующие: Лили Джеймс, Сэм Райли, Лина Хиди, Мэтт Смитт на заглавных ролях, как вам, а? Но все же чаще о новой «Гордости…» вспоминали с сомнениями или пренебрежением. Книгу прочитали немногие, вполне здраво рассудив, что столь «забавную безделушку» стоит дождаться в более благоприятной для восприятия форме. Два часа фильма, красиво снятого, снабженного нужным количеством спецэффектов и экшн-сцен, сыгранного подкупающими (во всех смыслах) актерами против неизвестно какого количество времени, потраченного на чтение того, что еще может и не понравится. И если в романе Грэма-Смита большая часть (то есть порядка 80% ) оригинального текста Остин осталась нетронутой, чего ждать от экранизации? Вот уже пару веков известной романтической истории? Фильма ужасов? Боевика?
Забегая вперед, стоит отметить, что ждать стоит всего и понемногу. Возможно именно из-за такого смешения жанров (не зря же мы в начале рецензии заговорили о мэшапах) в фильме не чувствуется особой остроты или пикантности. Хотя здесь есть пара сцен, для которых эти слова почти синонимы, да и финальный результат скорее оправдывает ожидания. В целом, «Гордость и предубеждение и зомби» являет собой пример легкого и абсолютного не перегруженного развлекательного кино, которому от нетленного оригинала достались основные сюжетные перипетии (правда изящно дополненные обстоятельствами зомбо-апокалипсиса) и неловкие паузы между диалогами главных героев. Строгость и едва заметная тривиальность изложения также отсылают к мысли о классических произведениях литературы, но зато общую картинку здорово дополняют и смягчают юмор, стилизация и актерская игра.
Новое прочтение сцены с признанием, одно из великолепнейших исполнений роли мистера Коллинза (о, неповторимый Мэтт Смит), да и вообще практически безупречное попадание в образы героев, ироничные ремарки о философии «нового времени» и зарисовки о страстном рвении служить короне (куда же без этого). Помимо неординарных идей спасения королевства от зомби и их же цикличных появлений, здесь присутствует и знаменитая сцена с прудом и Дарси в белоснежной рубашке, а Лиззи Беннет в гостиной Незерфилда цитирует «Искусство войны» Сунь Цзы в оригинале. Потерявшая в многочисленных битвах глаз леди Кэтрин де Бёр без малейших колебаний выставляет своего слугу драться с Элизабет за руку Дарси (обозначим это так), а Уикхем тем временем показан настолько коварным злодеем, что ни в какое сравнение не идет с собственным прототипом Остин.
Экшн-сцен в «Гордости…» на удивление немного, но их постановка и задор вызывают симпатию. Так же, как и юмор, который с легкостью ставит известный сюжет на новые литературные и кинематографические рельсы. Любовная линия, как и в оригинале, остается безупречной (черт, да это был бы поистине идеальный вариант фильма на 14 февраля!), плюс из приятных бонусов здесь присутствует интрига. Как вы помните, в романе Остин отсутствовали орды озлобленных зомби, пытающихся захватить Англию, а потому пара сюжетных поворотов заслуживает при таких обстоятельствах более пристального внимания и невольно вызывает интерес. Как поступят герои, когда им придется руководствоваться не свойственными их натуре мотивами и собственными чувствами, но и, например, специальным кодексом воинской чести? В результате же, даже несмотря на некую избыточность, обновленное прочтение классики выступает в качестве крайне симпатичной зарисовки с неплохими актерами, удобоваримым юмором и разумной долей драйва. Снято, что называется, "just for lulz", но зато качественно и с огоньком.
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 18 февраля