ЗВЕРОПОЛИС (ZOOTOPIA)
2016, США, 108 мин.
Жанр: мультфильм, боевик, приключения, семейный
Режиссеры: Байрон Ховард, Рич Мур, Джаред Буш
В ролях: Джиннифер Гудвин, Джейсон Бейтман, Идрис Эльба, Дженни Слейт, Нейт Торренс
«Зверополис» пока что выступает в роли одной из лучших анимационных картин года и, надо сказать, имеет все шансы надолго удержать это звание. Если говорить кратко, то это – абсолютно нетипичная история, с первых же минут разрушающая иллюзорный миф о том, что хоть где-то на этой земле существуют идеальные города, в которых живут идеальные люди (или звери – что, впрочем, не так и важно), и представляющая собой довольно смелый протест против навязанных социальных ролей. Это совершенно не мешает ей прекрасно чувствовать себя в рамках детского мультфильма о дружбе, имеющего к тому же в запасе не дающую заскучать детективную линию и невероятно притягательных героев.
Если говорить более развернуто, то первое, чем действительно цепляет «Зверополис» – это персонажи и их побуждения. Главная героиня, крольчиха Джуди Хоппс, всю жизнь мечтает о службе в полиции и вкладывает в свое стремление все силы, игнорируя любые обстоятельства и окружающих, которые не понимают ее, смеются или просто задирают. Не сдается она и после того, как попадает в Зверополис, город, «в котором каждый может быть тем, кем захочет», и горько разочаровывается в его настоящих порядках. «Программы равных возможностей» оказываются социальной бутафорией, а работа мечты кажется еще более далекой, чем когда-либо прежде. Что отличает Джуди от всех остальных героев – так это жуткое упрямство и способность довольно быстро учиться выживать в несправедливых условиях. Несмотря на то, что выглядит она слабее и беззащитнее, а решительные попытки помочь чаще приводят к разрушительным и даже катастрофическим последствиям, Хоппс все равно хватается за любую возможность, чтобы проявить себя. Бескорыстно и правильно. Но при этом она усваивает еще один болезненный урок и довольно быстро учится адаптироваться – хитрить и даже манипулировать другими для того, чтобы достичь благой, но все-таки, в первую очередь, своей собственной цели. Джуди Хоппс на собственном примере доказывает насколько это важно и необходимо – меняться, подстраиваясь под жесткие условия, но при этом оставаться верной себе. Согласитесь, крайне занимательный пример эволюции характера, вписанный в контекст детского мультфильма.
Остальные герои тоже не так просты, как кажется на первый взгляд, хотя и пытаются следовать традиционным для любого социума правилам. Лис Ник Уайлд живет, занимаясь лишь тем, чего от него ожидает общество – мошенничеством, незаконными махинациями и откровенным плутовством. Капитан Буйволсон прямолинейно заявляет, что его никто не спрашивал о том, чего он хочет, а потому он будет относиться к подчиненным точно так же. Мэр Златогрив, самодовольно заботится о собственном престиже больше, чем о жителях города, а его секретарша Барашкис, на которую постоянно сваливается гора работы и несправедливые упреки во всем на свете, все покорно терпит. Но даже несмотря на очевидную выразительность основных персонажей, сцены у них зачастую крадут второстепенные. Жизнерадостный гепард Когтяузер, встречающий посетителей на входе в полицейский участок и в равной степени обожающий клипы певицы Газель и пончики. Крошечный фенек, распахивающий дверцу машины с битой наперевес. Ленивцы Блиц и Зина, в которых с легкостью можно узнать сотрудников некоторых муниципальных учреждений. Множество очаровательных хомяков-клерков, выстраивающихся в очередь за мороженым. И особенно Мистер Биг, представляющий собой самую непринужденную реинкарнацию дона Корлеоне.
Еще одним удачным моментом здесь является то, что создатели не теряют способности просто говорить о серьезных вещах. Затрагивая в сюжете довольно важные темы, варьирующиеся от природы инстинктов и поиска себя в мире до вопросов дружбы и доверия, они поддерживают легкость изложения, подчеркивая позитивные моменты и расцвечивая историю забавными шутками и причудливыми концептами города, в котором гигантские звери мирно сосуществуют с совсем крошечными. Продуманы здесь и сам антураж Зверополиса, и хитроумные комбинации, разыгрываемые героями, и огромное множество удачных отсылок, то вызывающих приступы приятной ностальгии, то просто очень сильно смешащих. Иными словами, «Зверополис», по справедливому замечанию одного из героев, действительно разношерстный, и в этом заключается его главная прелесть. Лишенный излишнего пафоса или чрезмерного мелодраматизма сюжет выходит за рамки привычного морального урока, он действительно увлекает, постоянно преподносит неожиданные сюрпризы и заставляет искренне переживать за героев. В очередной раз браво, Дисней.
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 3 марта