К ЧЕРТУ НА РОГА (QUO VADO?)
2016, Италия, 86 мин.
Жанр: комедия
Режиссер: Дженнаро Нунцианте
В ролях: Кекко Дзалоне, Элеонора Джованарди, Соня Бергамаско, Маурицио Микели, Лино Банфи
Кекко Дзалоне – потомственный бюрократ и настоящий маменькин сынок – не собирается сдаваться под натиском новой реформы, предлагающей чиновникам либо уйти на покой с неплохим выходным пособием, либо отправиться в прямом смысле «к черту на рога», подумать там еще разок и все-таки согласиться на увольнение. Когда спонтанный план быстренько жениться и избежать распределения проваливается, а от командировок в самые худшие провинции нет никакого толка, неугомонного сотрудника ссылают аж на Северный Полюс, где он по уши влюбляется в Валерию – «Кэмерон Диаз, немного от Джениффер Лопез и диплом по экологии» – и отправляется вместе с ней в норвежский Берген – постигать загадки иной, более «цивилизованной» культуры, гордо неся перед собой святое знамя госслужбы.
Сценарий, написанный режиссером Дженнаро Нунцианте и национальным комиком Кекко Дзалоне, который в фильме выступает под собственным именем, уверенно проходится по множеству принятых в современном обществе стереотипов. «К черту на рога» под завязку нашпигован юмором разного калибра, причем микс это действительно лихой – не видно ни конца, ни края, ни сколь-либо разумных границ: Кекко и Ко проходятся по расам, национальностям, религии и много чему еще. Метафоры, обыгрывания, перевод шуток из плоскости буквального в метафорическое и обратно, шутки контекстуальные и цикличные, повторяющиеся раз за разом, удары ниже пояса, тут же сдобренные щедрой порцией сатиры на вездесущую толерантность сыпятся словно из рога изобилия, с каждой минутой лишь подтверждая заслуженное звание самого кассового фильма Италии.
«Что? Так все делают», - недоуменно пожимает плечами Кекко, пытаясь дать взятку медсестре где-то в Африке; «Что значит неспортивное поведение?», - удивляется он, когда паренек отказывается последовать его совету и притвориться пострадавшим на футбольном поле. «Мама готовит, папа платит» - заявляет манерный эгоист, разом высмеивая итальянскую инфантильность и любовь к ничегонеделанию.
Рафинированная и цивилизованная Норвегия, куда его завела подруга, превращает Кекко в отъявленного норвежца: Дзалоне решает кардинально измениться – сортировка мусора, нормальное поведение на дорогах, отказ от притворства, «искусство соблюдения очереди», изучение языка… Надолго его, правда, не хватает, горячая кровь берет свое, а долгая полярная ночь, негативно действующая и на местных жителей, вынуждает как можно быстрее вернуться домой – в солнечную Италию. Там неприятностей тоже хватает – вечные забастовки, лень, разгильдяйство, коррупция, невоспитанность и халатное отношение ко всему на свете. Впрочем, страна, где служащие с положением в обществе богам подобны, ему знакома, родна и приятна. Не мешает даже разрыв с Валерией, у которой трое детей из разных «периодов» ее жизни – за столом сидят филиппинка-будистка, африканец-мусульманин и норвежец, после заявления которого Кекко облегченно восклицает: «Слава богу, ты атеист» и наконец хватается за вилку.
Докторессе Сирони, всеми правдами и неправдами пытающейся сократить Дзалоне, противостоит он сам и его мудрый наставник: «бери отпуск, заболевай, подделывай справки, проси больше выплат». Оголтелый карьеризм и каверзность адовой бюрократической машины здесь – лишь новые поводы для шуток. Впрочем, ближе к концу «К черту на рога» начинает напоминать неплохо срежиссированную социальную рекламу, но даже тут авторы остаются верными себе – с изрядным перегибом в пошлость, но зато с точным пониманием как надо смеяться над собой и другими.
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 11 августа