УБИВАТЬ НЕ ХОЧУ УМИРАТЬ
ПИЛА 6 (SAW VI)
Жанр: ужасы, триллер, криминал, детектив
2009, США-Канада-Великобритания-Австралия, 91 мин.
Режиссер: Кевин Гротерт
В ролях: Тобин Белл, Костас Мэндилор, Марк Ролстон, Бетси Расселл, Шоуни Смит, Питер Аутербридж
ОЦЕНКА: 3
Дело Джеймса Вана и Ли Уоннепа процветает уже без непосредственного участия своих отцов-основателей. И пусть кто-то скажет, посмотрев на кассовые сборы и зрительские рейтинги нескольких предыдущих частей, что это не так. Что франшиза исчерпала себя: запал сценаристов угас, а тема народного мстителя по прозвищу Пила уже не актуальна. Но не показатель ли успеха то, что едва закончились съемки шестой части, уже официально идет подготовка к работе над продолжением? Уже ползут слухи о том, что всего будет девять частей, точно так же, как пару лет назад говорилось, что шестая будет заключительной. Бренд «Пила» пусть и привлекает с каждой новой цифрой все меньше и меньше зрителей, но всегда найдется достаточное их количество для того, чтобы убедить продюсеров вновь и вновь вкладывать свои сбережения в производство очередной серии. Деньги кровожадных зрителей снова и снова будут вдыхать жизнь в уже казалось бы остывшее с 2006 года тело Джона «Пилы» Крамера.
Сюжет, как и построение всего фильма, кажется, не меняется уже очень давно. Изменения касаются лишь нескольких персонажей, способов умерщвления и места, в котором происходит основное действие. Немного полежав на битом стекле и переведя дух, детектив Марк Хоффман продолжает медленно, но верно доваривать кашу безвременно покинувшего этот мир Джона. На сей раз заглавной жертвой становится вице-президент страховой компании «Амбрелла». Едва увидев название корпорации, становится ясно, что основная доля доходов добывается преступными способами. И что жизни простых людей служащие компании ни во что не ставят. На этом и делает акцент «философия» Пилы. Косвенно виновный в смерти многих людей, высокопоставленный страховой агент попытается выжить, доставляя страдания своим же работникам и удовольствие определенной когорте зрителей.
Линия расследования деятельности компании «Джон и последователи» все та же. Полиция топчется на месте, принимая за чистую монету все улики, подбрасываемые убийцами. Сюжетная линия жены Пилы, сопровождаемая постоянными флэшбеками, раскрывает все новые и новые подробности взаимоотношений ключевых персонажей фильма. Вернее будет сказать, сценаристы придумывают все больше и больше тонкостей в текущем положении дел, требующих подтверждений из прошлого. Как оказалось,учение Крамера не так сильно сблизило между собой команду его последователей. Между ними постоянно возникают трения. Каждый подозрителен и всячески пытается избавиться от своих коллег, что на корню разрушает всю так называемую философию. Которой сам Пила оправдывал свои преступления.
Получается неприглядная картина. Жена Пилы исполняет посмертно высказанную волю своего мужа лишь для того, чтобы оборвать все нити, связывающие ее со зверскими убийствами. Сам Хоффман ни на грамм не верит в благие цели своих действий, но следует указаниям, дабы удовлетворить свои садистские наклонности. Аманда же просто боится в очередной раз оказаться в роли жертвы. К таким выводам приводят все новые всплывающие детали, придуманные сценаристами, чтобы включить всех действующих лиц в прошлое Джона Крамера. Очевидно, что авторы сюжетных ходов предыдущих фильмов просто не догадывались, что мотивация их главного героя претерпит со временем такие изменения. Новая жертва опять частично виновна в сотворении маньяка «Пилы», и кажущееся продолжением традиций массовое убийство - всего лишь месть.
Таким образом, и сам Конструктор словами о жизни только для достойных всего лишь прикрывал низменные порывы своей темной души. В ранее вышедших частях это было менее очевидным. Хотя некоторая часть зрителей наверняка раскусила обманщика ранее и не стала вестись на его рассуждения о ценности человеческой жизни. Собственно, один лишь тот факт, что шанс спастись изначально давался не всем жертвам, должен был насторожить.
Здесь же авторы пошли дальше. Теперь человек, ставший жертвой, должен выбирать тех, кого ему спасти, обрекая в любом случае как минимум половину лиц на жестокую смерть. Тем самым лицевой счет «косвенных» убийств человека, выставляемого злодеем, пополняется волей ведущего шоу. Но оставляет ему самому шанс на спасение. Опять же не стоит забывать и о невинных случайных жертвах, ставших на пути маньяка. Им не предоставят даже тени возможности доказать свою волю к жизни.
Однако есть мнение, что подвергать серьезному анализу мотивацию персонажей фильма и разрушать концепцию выбора жертв Игры нет никакой нужды. Это всего лишь попытка сделать кино о жестоких и хладнокровных убийцах более увлекательным для зрителя. Случайный выбор и принесение невинных людей в жертву - малоинтересный подход. Иллюзия же относительной справедливости антагонистов заставит зрителя искать оправдания убийствам, сопереживать героям и отвлечет от огрехов технических характеристик. Которые свойственны фильмам-продолжениям оригинального малобюджетного проекта. Нельзя не отметить, что попытки сохранить традиции и атмосферность «Игры на выживание» присутствуют. Хотя больший акцент, больше внимания уделяется особой зрелищности и хитроумности устройств для убийства. Каких-то иных (кинематографических) ценностей в фильме не наблюдается.
«Пила 6» - специфичный продукт жанра слэшер для любителей пощекотать свои нервы живописным и небанальным видом кровавых расправ. Или возможность проверить свой желудок на крепкость.
Ренат Гарипов
ЕСТЬ МНЕНИЕ...Где-то в середине от постоянных криков начинает болеть голова, и тогда-то понимаешь, что режиссеру больше нечего показывать; актеры просто устали; сценаристы способны максимум на десятиминутную короткометражку; оператор бешено трясет камеру, скрывая неумелые декорации; бутафорскую кровь можно наблюдать в триллерах качественней... что лучше и делать.
Евгений Безрученко