ПИЛА 8 (JIGSAW)
2017, Канада-США, 91 мин.
Жанр: ужасы, триллер, детектив
Режиссёры: Майкл Спириг, Питер Спириг
В ролях: Мэтт Пассмор, Тобин Белл, Каллум Кит Ренни, Лора Вандервурт
Нео-классика мира хорроров, к созданию которой приложил руку ныне великий и ужасный Джеймс Ван, разродилась очередным продолжением после длительного замогильного затишья. Всё-таки кассовый потенциал даже мёртвого поднимет – спросите Джейсона Вурхиза и его современников. Прошлые сиквелы «Пилы» с конвейерной удалью выходили с периодичностью в год, у восьмой же части было целых семь для триумфального возвращения. Воспользовались ли столь значительной форой создатели? Как бы не так.
По большому счёту при небольших стараниях данную серию фильмов действительно по силам множить до неприличных чисел в названии. Здесь в разы проще, чем с каким-нибудь «Форсажем» или «Звёздными войнами»: для успеха достаточно проработать всего лишь три основополагающих составляющих этой кровопускательной франшизы. На протяжении семи лент эта простая формула с переменным успехом, иногда с небольшими отклонениями от нормы, но работала. Элементы пазла под определённым давлением всё-таки складывались в единую картинку. Новый же фильм нарушил все правила игры.
Начнём с того, что в прямом смысле бросается в глаза. Механизмы членовредительства aka духовного освобождения мало того что не изобретательны в своем действии, так ещё и весьма сомнительно устроены: например, решительно непонятно как ввод нужного вещества в кровь одного из участников игры освобождает от цепей остальных героев или как порез руки влияет на электрический замок, размещённый на голове. Хуже того: сразу после приветственной ловушки, которая хоть немного отдает духом старого-доброго Jigsaw&Co, почти все последующие становятся сугубо персональными. И плевать, что любой из персонажей, необходимый для этого испытания, мог погибнуть еще на старте, а значит обрести на смерть всех уцелевших. Между собой участники игры теперь тоже никак не связаны и набраны абсолютно рандомно, что будет первым звоночком для громкого провала по следующему пункту.
Комплексная кульминация, как это заведено, многократно и с особым смаком выстреливает из всех орудий, но не попадает ни разу. Ведь очень сложно изображать удивление, когда в тебя кидают толстыми подсказками буквально в каждой второй сцене. Потому раскрытие главного злодея фильма заслуживает звания самого нелепого за всю историю франшизы, что считалось практически невозможным после выхода седьмой картины. Но здесь главнюка по ходу всего хронометража разве что прожектором не подсвечивают для ясности ситуации, а потому особо искушенный зритель вполне может придумать в голове более изощренную цепочку событий, чем это потрудились сделать сценаристы. Из всех возможных вариантов они остановились на самом банальном и примитивном. Хотя чего ждать от авторов ремейка «Пираний»? В итоге традиционный твист с флешбэками выглядит даже не роялем в кустах, а целым симфоническим оркестром в ботаническом саду. Который еще и ужасно фальшивит. Забудьте про иногда хромающие на отпиленную ногу финалы прошлых частей, где слегка притягивали за уши логику и мотивацию – «Пила» за номером 8 будет неистово тянуть за лобковые волосы. Жаль неплохих актёров, которым пришлось всё это отыгрывать с серьёзными минами.
Однако главный просчёт наследника отнюдь не в отсутствии затейливой резни и бездарно слитых поворотах сюжета, а в нарушении концепции и непреложных правил игры маньяка Пилы. Вместо простой и понятной философии Джона Крамера зрителю преподносят самую обычную месть, которая едва ли стоила совершённых усилий. Под последними подразумевается чёртова портянка сценарных допущений, которую вышеупомянутый оркестр активно использует вместо нот. Сравнительно это даже хуже, чем сделать Фредди Крюгера коротышкой-педофилом или Майкла Майерса дьявольским рок-н-рольщиком. Да, вот настолько плохо.
Попытка вдохнуть новую жизнь в культовый франчайз обернулась ректальной пенетрацией давно усопшего трупа. Ни кровавой эстетики, ни следования канонам, ни мурашкопокрывающих твистов. Рекомендация: кремировать, чтобы больше не раскапывали. Создатели пытались, как они сами сказали устами одного из героев, «говорить за мертвых». Что ж, наверное, это лечится.
Егор Пичугов
В кинотеатрах с 26 октября