ПИЛА: СПИРАЛЬ (SPIRAL: FROM THE BOOK OF SAW)
2021, Канада-США, 93 мин.
Жанр: детектив, триллер, ужасы
Режиссёр: Даррен Линн Боусман
В ролях: Крис Рок, Макс Мингелла, Марисоль Николс, Сэмюэл Л. Джексон, Зои Палмер, Дженелл Уильямс, Ричард Зэппери
Легенда гласит, что Крис Рок несколько лет назад ворвался в офис Lionsgate и с горящими глазами стал рассказывать студийным боссам о… переосмыслении «Пилы». «Это будет бомба!», – уверял чернокожий комик и расписывал новую картину в столь кровавых деталях, что глава студии Джо Дрейк тут же дал проекту «зелёный свет». Естественно, эта история была лишь выдумкой для ловкого рекламного хода: фактически студия решила вернуть «Пилу» на экраны после «мозгового штурма» сценаристов и продюсеров. В загадочном наследии серийного убийцы Джона Крамера, мастерящего смертельные ловушки одну за другой, нет уже ничего оригинального: кажется, даже послесловие (или, скорее, отложенная развязка) в рамках восьмой части в 2017-м было излишеством. От этого «Спираль» вдвойне интересна: что ещё могли придумать продюсеры?
Воздать должное плодам их креативного мышления следует хотя бы из-за того, что эта часть не погрязает в ностальгии по кровавым пыткам и следует пути криминальных детективных триллеров 80-х – 90-хх («Семь», «Имитатор», «Власть страха»). Что это: стилизация или дурной сюжетный ход? Если смотреть на картину целиком, то скорее второе: «Спираль» – не мягкая «перезагрузка» и даже не отдалённый «фанфик» по мотивам основной франшизы, а какая-то циничная попытка выдоить несколько капель молока из старейшей дойной коровы Lionsgate. Привлечь внимание решили к тому же неожиданными отсылками на текущий американский социальный дискурс: выкусите, хипстеры, теперь серия «Пила», оказывается, тоже кино с повесточкой!
Итак, Крис Рок играет Иезекиля «Зика» Бэнкса – крутого полицейского, который настолько честен, что однажды даже сдал своего напарника, оказавшегося грязным копом. Произошло это более десяти лет назад, но другие полицейские в участке по-прежнему считают его «крысой». Даже собственный отец, некогда бывший шефом полиции и начальником сына (в исполнении Сэмюэля Л. Джексона, мать его!), а теперь прозябающий в отставке, постоянно «пилит» отпрыска. Из-за регулярного неподчинения приказам Зику дают в напарники молодого детектива Уильяма, а также поручают новое, сверхсложное дело: в городе, снятом исключительно через желтушные фильтры, кто-то убивает полицейских и делает это в лучших традициях «Пилы». Приготовьтесь к отрыванию языков, отпиливанию пальцев, высасыванию крови и прочим радостям кровожадных подростков.
Несмотря на то, что темп постоянно скачет по мере развития событий, «Спираль» разворачивается по одной схеме: жертв заманивают в жуткое место, на них нападает некто в маске свиньи, после чего использует хитроумное приспособление для умерщвления. Честно говоря, если бы не натуралистичные сцены членовредительства, то прошлые части серии были на голову выше по креативу. Создатели с ложечки скармливают зрителю уже знакомые приемы, а «Пила: Спираль», опять же, не отличается убедительностью по части сюжета. Возможно, лучшей частью фильма является сюжетный поворот, ведь в глубине души фильм всё равно является частью известной франшизы, но и здесь главный твист виден за километр. Даже темы социальной справедливости, которые пытается пропагандировать «Спираль», не выглядят разумными: всё же экстраполяция modus operandi Джона Крамера с тех, кто разбазаривает свою жизнь, на антисоциальных элементов среди сил правопорядка является дурным морализаторским приемом.
«Спираль» пытается перенести «жизнерадостный» сериал в наши дни, заменив кассеты на флэшки, а также сломав несколько шаблонов, но по своей концептуальности это не уходит дальше опостылевшего «пыточного порно». Материал уже устарел, а из-за переноса премьеры, вызванной вспышкой COVID-19 устарел ещё сильнее: жанровые приёмы не работают, а на отсылках к классике кино (вроде «Криминального чтива» и «Крепкого орешка») далеко не уедешь. С другой стороны, Крис Рок, участие которого в этом предприятии многие сочли безумием, довершает свое превращение из верещащего комика в полноценного актёра
(взгляните четвёртый сезон «Фарго», если не верите, – прим. ред.). Да и в целом кинолента снята на должном уровне: похвалить можно хотя бы за кинематографичность и отдельные визуальные находки.
«Пила: Спираль» является тем, что от неё ожидают: серией пыток, связанных между собой условным сюжетом. Здесь есть загадка, даже слабые детективные элементы, однако, погружения в атмосферу ждать не стоит: вместо дождя из классической финчеровской «Семь» тут изматывающая жара середины июля, но и она, кажется, добавлена на уровне отсылки. Фильм ощущается корпоративной выдумкой от начала до конца – даже жаль, что постановщик Даррен Линн Боусман, стоящий у истоков серии (именно он является автором второй, третьей и четвёртой частей), столь откровенно продался и сделал ленту калькой как с полицейских детективов, так и с самой «Пилы». Кинематографический парадокс: если исключить детективную работу, то сюжет не особо поменяется; если убрать сцены жестоких пыток несчастных, то, опять же, события всё равно произойдут и сюжет плавно придёт в финальную точку назначения. Кажется, сам фильм можно смело делить на ноль, если бы это было возможно. С другой стороны, где ещё можно послушать легендарную музыкальную тему Hello Zepp в рэп-обработке, как не в финальных титрах столь конъюнктурного проекта?
Егор Рябцев
В кинотеатрах с 13 мая