ИЗГОЙ-ОДИН: ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ. ИСТОРИИ (ROGUE ONE: A STAR WARS STORY)
2016, США, 133 мин.
Жанр: фантастика, экшн, приключения
Режиссер: Гарет Эдвардс
В ролях: Фелисити Джонс, Диего Луна, Алан Тьюдик, Донни Йен, Мадс Миккельсен, Цзан Вэнь, Бен Мендельсон, Форест Уитакер, Риз Ахмед
Долгожданная новая глава знаковой космической саги, вышедшая на экраны прошлой зимой, спровоцировала очень бурное обсуждение во всех возможных медиа и жесткие споры среди неравнодушных. Кто-то с удовлетворением отмечал преемственность и бережное отношение к наследию, другие же методично поливали грязью как студию, так и сам фильм, жалуясь на отсутствие свежих идей и чрезмерный упор на ностальгию. Но, что поделать – на дворе уже был 2015-й, и летающими корабликами давно никого не удивишь. Поэтому весьма странно было бы надеяться, что картина Абрамса окажется способна подарить то ощущение чуда, которое мы испытывали давным-давно при первом просмотре «Новой надежды». При этом у фильма стояла вполне конкретная задача: связать поколения и расчистить дорогу для новых персонажей таким образом, чтобы не разозлить фанатов пренебрежением к старым героям – и это в полной мере удалось.
Помимо последовательных номеров, столь внушительную кино-вселенную нам обещают развивать еще и дополнительными спин-оффами о различных героях – «Изгой-один» как раз является первым подобным фильмом в истории франшизы и рассказывает о том, как планы Звезды смерти попали к повстанцам, и каким образом в ней вообще могла оказаться эта пресловутая уязвимость. И здесь стоит отметить, что избранный сюжет априори накладывает на создателей существенные ограничения. Пространства для маневров здесь действительно немного – мы не только знаем, чем все закончится, мы также имеем представление о том, в каком направлении будут развиваться события, что подразумевает отсутствие явной интриги. Но эти ограничения в итоге и сыграли картине на руку, заставив создателей четко определить свои приоритеты и сфокусироваться на главном, не пытаясь во что бы то ни стало добиться идентичности с основной серией. Другими словами, если в «Пробуждении силы» были задействованы практически все узнаваемые детали саги, то в «Изгое» используются только те, которые необходимы. Благодаря такому рациональному решению, откровенно простой, лишенный изысков сюжет выглядит честным и заставляет следить за происходящим с искренним интересом. Да, здесь почти нет диковинных созданий, и магия джедаев практически не задействована – но все это в контексте предлагаемой истории попросту не нужно.
Ко всему прочему, тут едва ли нашлось место для долгих семейных разборок и изнурительных политических дискуссий, присущих фильмам основной серии. По сути, создатели сдержали свое обещание и действительно сняли линейный военный боевик в красивом фантастическом сеттинге, не перегружая сюжет и не захламляя картину лишними деталями. При всем при этом, тема повстанческой войны позволила сделать тональность более мрачной и приземленной. Здесь едва ли ощущается легкий дух приключений, присущий оригинальной трилогии – скорее, тяжелое бремя вынужденной ответственности. В отличие от классического изображения «добропорядочных борцов за справедливость», повстанцы тут далеко не всегда выглядят адептами высокой морали, что можно понять уже по первой сцене в городе. Правда, к великому сожалению, подобные «взрослые» темы здесь не покидают границ, четко обозначенных студией. Есть неприкрытые намеки на двойственность морали и сложность выбора, но они не получают существенного развития. Продюсеры не стали идти дальше, опасаясь неоднозначной реакции зрителей. Их можно понять, но подобная осторожность является здесь своеобразной ложкой дегтя для искушенной аудитории. В то же время, несмотря на избранную концепцию, шутки в фильме также присутствуют, хотя и в очень небольшом количестве. Но слабая концентрация юмора как раз таки увеличивает его эффект – эти фразы не выглядят искусственно высосанными из пальца.
При всем выше перечисленном, являясь превосходным аддоном к знаковой кино-вселенной, «Изгой-один» прекрасно чувствует себя в качестве отдельного самостоятельного фильма. Правда, у картины оказывается не так много времени, чтобы в полной мере представить всех своих героев, поэтому большинству приходится выезжать исключительно на актерской харизме. Отдельного упоминания в этом плане заслуживает Донни Йен – его персонаж получился, безусловно, самым запоминающимся из окружения главной героини. Что касается Фелисити Джонс – ей явно тесно в предлагаемом образе, но, тем не менее, она выдает очень ровный перфоманс без неуместного пафоса и лишних наигранных эмоций, что в полной мере сглаживает скудные сценарные характеристики персонажа. Но, в самую первую очередь, это красивое, эпичное и зрелищное кино про неравное противостояние и масштабные боевые действия – в этом плане картина оправдывает себя на все сто, а финальная сцена сражения по праву войдет в списки самых эффектных баталий саги.
Василий Марин
В кинотеатрах с 15 декабря