Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Красная черепаха
Автор: Анна ЕнтяковаДата: 19.02.2017 09:48
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

КРАСНАЯ ЧЕРЕПАХА (LA TORTUE ROUGE)
2016, Франция-Бельгия-Япония, 80 мин.
Жанр: мультфильм, фэнтези
Режиссёр: Майкл Дадок де Уит



Главного персонажа «Красной черепахи» во время сильного шторма выносит на необитаемый остров. Обломки лодки ни на что не годны, бочка с предполагаемого корабля рассыпается в труху, и безымянный герой засучивает рукава уже порядком изорванной рубашки и идёт собирать бамбуковые стебли – чтобы построить плот и вернуться на большую землю. Местные обитатели, в числе которых целая компания очаровательных песочных крабов, относятся к чужаку с любопытством, но не более того: мир вокруг живёт, как и раньше – своей неприметной на первый взгляд жизнью. Но настолько нейтральны не все – каждый раз плот, едва выходящий за рифовое кольцо, кто-то разбивает. Самое время подумать о каких-нибудь таинственных богах или духах, но правда гораздо прозаичнее: выбраться с острова мужчине не даёт огромная красная черепаха. Не помогают ни крики, ни угрозы, ни последовательное увеличение размеров плота – крепкий панцирь раз за разом пробивает конструкцию насквозь, а обессиленный пленник валится с ног на побережье. Бессилие и отчаяние в нём борются с упрямством и злостью, разочарование и апатия уступают место ярости (крабы едва успевают отскакивать), а изоляция и напряжение дают о себе знать посредством миражей и странных снов.

Первая полнометражная работа Майкла Дадока де Уита берет всё лучшее от короткометражных предшественниц: стиль рисовки – минимализм и в то же время затейливость, классическое музыкальное сопровождение, отсутствие диалогов, сюрреалистические элементы, мягкий юмор, простой и обаятельный, как сама жизнь. А ещё размеренное, медитативное изложение и философскую наполненность – путь героев зритель всегда проходит вместе с ними, будь это история монаха, охотящегося на рыбку, или человека, попавшего на необитаемый остров. Сюжеты де Уита пропитаны глубокой печалью, щемящей нежностью или забавным юмором, а чаще всего – всем сразу. «Красная черепаха» следует по тому же пути: анимационный фильм, полностью лишенный не только полноценных реплик, но и отдельных внятных слов, вызывает целую гамму эмоций: страх и переживание за персонажей, соучастие и симпатию, неуёмную тоску, светлую грусть и тихую радость. Это, в принципе, такая же законченная история, какие де Уит выпускал раньше, разве что увеличившаяся в хронометраже. Из-за чего слегка пропадает острота некоторых моментов, но в целом картина смотрится завершённой – пусть и несколько неоднозначно.

Разумеется, «Красная черепаха» – совершенная редкость с эстетической точки зрения: лента без устали демонстрирует удивительные плавность и грацию самых обычных движений, а насыщенность и гармоничность цветовой палитры заставляет погрузиться в нарисованный мир – приглушенная зелень леса и серость неба и моря во время проливного ливня сменяются ослепительным солнцем и яркой лазурью неба, а затем снова переходят в мягкий закат. В оригинальном же саундтреке проскакивают и тягучие нотки реквиема, и трогательные, нежные переливы, ещё раз подчеркивая её универсальность и даже классичность.

К несколько философской составляющей добавляется и фантастико-мифологический элемент, но больше всего внимания Майкл Дадок уделяет, пожалуй, естественным силам. Во-первых, здесь есть определённо уловимое противостояние природы и человека: в условно замкнутую систему острова попадает человек – звено не то, чтобы неестественное, но по-своему уникальное. Существо, наделённое сознанием, подверженное эмоциям и склонное к импульсивным поступкам. Зверь скорее всего не будет нападать, если его не провоцировать, и убивать – если только сам не умирает от голода. Человек же не только ориентируется на естественные реакции и животные инстинкты, но и с легкостью совершает необдуманные и непредсказуемые поступки. Конечно же, не со зла – «мы никогда не просыпаемся с мыслью, что кому-то сегодня причиним боль». В противовес дана совесть и способность рефлексировать – то есть запоздало, но всё же осознавать, что натворил. И раскаяние в таком случае не менее универсально и продиктовано не какими-то сторонними факторами, вроде религиозных догм или принятой модели социального поведения, но исключительным гуманизмом. Человек потому и уникален, что способен осознать свои действия и нести ответственность за себя и своё поведение, какой бы безнадежной ни была ситуация, каким ограниченным – будущее, и насколько сильным – гнев. Во-вторых, конечно, это история о силе стихии, неумолимой и не делающей различий ни перед кем, в-третьих, о том, что время – плоский круг и всё, что мы сделали или сделаем, будет повторяться снова и снова. А ещё это очень художественное напоминание о том, что о самом важном – вечности, любви и одиночестве – можно говорить и без слов.

Анна Ентякова

В кинотеатрах с 16 февраля
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 381 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio