АСТРАЛ 5: КРАСНАЯ ДВЕРЬ (INSIDIOUS: THE RED DOOR)
2023, США, 107 мин.
Жанр: ужасы
Режиссёр: Патрик Уилсон
В ролях: Тай Симпкинс, Патрик Уилсон, Роуз Бирн, Синклер Дэниэл, Хиам Аббасс, Эндрю Эстор, Джулиана Дэвис
Хоррор-франшиза «Астрал» наряду с «Заклятием» является сегодня, пожалуй, одним из самых прибыльных и узнаваемых продуктов студии Blumhouse. Роднит их не только Джеймс Ван в качестве постановщика первых картин, но и личность Патрика Уилсона, которая стала для обеих серий знаковой. В «Заклятии» Уилсон играет Эда Уоррена, который с женой Лоррейн расследует различную паранормальщину. В «Астрале» же Уилсон выполняет аж три функции – актёра, продюсера и режиссёра последней части, сменив Вана на этом посту.
В 2013 году «Астрал» вдохнул новую жизнь в жанр ужасов, наглядно продемонстрировав, что зритель ещё может бояться темноты, и для этого не обязательно прибегать к помощи ленивых скримеров. Цепляющий сюжет об одержимом ребёнке, оригинальная концепция потустороннего мира и ряд жутковатых сущностей, желающих причинить вред живым – казалось бы, перед нами ингредиенты каждого второго ужастика, но сценарист Ли Уонелл сумел обыграть знакомые тропы по-новому, а талантливая постановка Джеймса Вана наполнила замысел жутковатым очарованием.
После вышло ещё три фильма. Прямое продолжение злоключений семейства Ламберт, где сын и отец унаследовали неприятный дар проникать на астральный план бытия, что не по нутру обитающим там призракам, и два приквела об Элис Райнер, пожилом медиуме, которая не смотря на почтенный возраст и свою смерть в финале второй части, смело вступает в конфронтацию с любой нечистью. Пятая часть с подзаголовком «Красная дверь» вновь возвращает нас к Ламбертам, чтобы окончательно поставить точку в их абьюзивных взаимоотношениях с потусторонним миром. Ли Уонелл в качестве сценариста в этот раз взял паузу, а руку к сюжету приложили Орен Пели, Джейсон Блум и сам Ван, а за постановку отвечает сам Патрик Уилсон, что стало для него дебютом на режиссёрском поприще. И, признаемся, пятая часть выглядит несколько особняком, если сравнивать её даже с первыми двумя, где Ламберты были в центре внимания.
Спустя девять лет после событий «Астрал. Глава 2» брак Ламбертов распался – Рене ушла от Джоша, а повзрослевшие дети отдалились от отца, мучимые подавленными воспоминаниями, как безумный Джош гонял их по всему дому, одержимый демоном. Сложнее всего Далтону, который, как и Джош, ничего не помнит о своём даре и событиях из детства. Но поступив в колледж на отделение изобразительного искусства, юноша внезапно разблокирует болезненные воспоминания – образ таинственной красной двери навязчиво всплывает в памяти паренька, а способность во сне выходить в потусторонний мир проявляется с новой силой. Тем временем, Джош похоронил мать и старается наладить контакт с детьми, параллельно пытаясь разгадать причину ухода его собственного отца из семьи. И чем глубже Джош копается в своей памяти, тем больше начинает вспоминать. А за красной дверью уже ждёт старый знакомый – краснолицый демон, которого очень привлекает талант Далтона и возможность выбраться в мир людей.
«Красная дверь» действительно ставил точку в проблемах семьи Ламберт, целиком и полностью сосредотачиваясь на взаимоотношениях отца и сына. Из неуютного хоррора с плеядой интересных монстров картина вдруг перешла в жанр семейной драмы, предлагая долгую экспозицию и затянутые диалоги. Что-то начинает происходить лишь спустя минут сорок хронометража, и тут Уилсон старательно копирует манеру Вана в нагнетании страха – долгие планы на актёрах, где самое интересное происходит за их спинами, становится излюбленным инструментом начинающего режиссёра. Две главные звезды – сам Уилсон и повзрослевший и заматеревший Тай Симпкинс, в котором трудно узнать мальчика из первой части или пацана, помогавшего Тони Старку собирать броню у себя в гараже в третьем «Железном человеке», неплохо справляются с отыгрыванием трагизма своих героев, но временами драмы в ужастике становится многовато особенно на фоне дефицита жути, которая всегда была визитной карточкой работы Blumhouse. Безусловно, нет ничего плохого в развитии персонажей, которые несут тяжкий крест взаимодействия с потусторонним с первой ленты, но хотелось бы, чтобы к развитию героев прилагалось и то, за что франшизу полюбили миллионы, а с этим у Уилсона случился конфуз. Даже финальный акт, где, казалось бы, появляется и Краснолицый, и выводок каких-то призрачных поломанных дамочек, проносится перед глазами со скоростью метеора и не успевает отпечататься в памяти, а уж победа над этим самым ультимативным злом и вовсе вызывает ряд вопросов – слишком притянуто, слишком метафорично, слишком просто.
Можно поругать режиссёрский дебют Патрика Уилсона и заявить, что тот не прочувствовал духа франшизы, от чего финал получился сумбурный и не страшный. Но в том-то и дело, что Уилсон, будучи, как это сегодня принято называть «в ресурсе», слишком хорошо знает «Астрал» и проникся им до такого состояния, что внутренний мир его героев становится для него куда более важным, чем какие-то там призраки и демоны. Плохо ли это? Да не особо. Но хотелось бы соблюдения баланса между уилсоновским трагизмом и привычной американской хтонью, за которую зритель и готов платить свои кровные.
Сергей Прудников
Премьера с 27 июня